Пояснительная записка МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В. (далее – школа) осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования. В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора. Данная образовательная программа является документом, определяющим содержание, основные направления развития, технологии образовательной деятельности по дополнительным программам. В ней учтена материально-техническая база и кадровый состав педагогического коллектива. Дополнительное образование школы направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Нормативной базой разработки Программы являются следующие документы: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конвенция о правах ребенка; - Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г № 1726-р.; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844); - Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 N 98-ФЗ (последняя редакция). - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 года №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189), с изменениями от 24.11.2015 года; - СанПин 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях новой коронавирусной инфекции (COVID -19)» (постановление Главного санитарного врача России от 30 июня 2020 г. N 16); - Устав МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.; - другие локальные акты школы, регламентирующие реализацию программ дополнительного образования. 1. Условия реализации образовательных программы дополнительного образования школы В школе созданы материальные условия для реализации программ дополнительного образования: имеется два спортивных зала, достаточное количество учебных кабинетов, оснащённых необходимым мультимедийным и техническим оборудованием. Образовательный процесс в системе дополнительного образования осуществляют 22 педагогов, из которых 3 внешних совместителя. Системой дополнительного образования в школе охвачено 284 (53%) обучающихся школы. Распределение по направлениям деятельности реализуемых общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования № Дополнительное образование (направленность) Кол-во Социально-гуманитарное 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. «Английский с удовольствием» «Психология и выбор профессии» «ЮИД» «ДЮП» Пресс-центр. Школьная газета «Вести» Естественнонаучное Химия в жизни человека Практическая география Магия математики Эрудит. Подготовка к ОГЭ «ЭКОфармакология» «Зелёная школа» Практикум по математике Органическая химия в вопросах и задачах Физкультурно-оздоровительное Лёгкая атлетика «Путешествие в мир шахмат» «Топотушки» Волейбол Ритмика (ОВЗ) Физическое воспитание с элементами общефизической подготовки Баскетбол Футбол ОФП с элементами самообороны Туристско-краеведческое «Родники» «Следы времени» «История посёлка» Туризм Общевоинская подготовка Художественное Бисероплетение Декоративная вышивка Техническое 30. 31. RobotX Основы роботехники 5 Кол-во 8 Кол-во 9 Кол-во 5 Кол-во 2 Кол-во 2 Методическое обеспечение образовательного процесса В образовательном процессе при реализации образовательных общеразвивающих программ дополнительного образования обучающихся используются: - технологии развивающего обучения, направленные на развитие личности и ее способностей, ориентацию образовательного процесса на потенциальные возможности обучающегося и их реализацию; - технологии проблемного обучения, направленные на развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся, использующие поисковые, исследовательские методы; - игровые технологии, обеспечивающие личностно-деятельностный характер усвоения знаний, умений и навыков, выполняющие функции коррекции, социализации, коммуникации, включающие коммуникативные виды деятельности; - технологии сотрудничества, устанавливающие приоритет личностных отношений, индивидуального подхода, гуманистической направленности содержания; - технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения, обеспечивающие оптимальные условия для усвоения программного материала на различных уровнях, индивидуального развития обучающегося в условиях группы; - информационные технологии, опирающиеся на использование компьютерной и мультимедийной техники; - метод проектов, как педагогическая технология, обеспечивающий обучающимся возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач; - здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья участников образовательного процесса, профилактику здорового образа жизни. Режим занятий дополнительного образования в школе основан на годовом календарном графике. Начало занятий – сентябрь-октябрь 2021 года, окончание – май 2022 года. Занятия проводятся по расписанию, утвержденному приказом директора школы, в соответствии с требованиями САНПИН. В течение года расписание занятий может корректироваться, также как и списки обучающихся в группах. Продолжительность занятий в объединениях составляет 40 минут. В расписании предусмотрен 10 минутный перерыв. Продолжительность занятий в учебные дни не более 3-х академических часов в день. 2. Содержание программы Дополнительное образование – важная составляющая образовательного пространства Школы и составляет масштабный образовательный блок. Обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. Все программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Образовательная деятельность Школы по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; - создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся. Цели и задачи Основная цель работы школы – обеспечение положительной динамики развития системы дополнительного образования школы, повышение его привлекательности путем обновления структуры и содержания образования, обеспечение равных возможностей для качественного образования и позитивной социализации обучающихся. Задачи на 2021 - 2022 учебный год: 1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся. 2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием (не менее 50 % обучающихся школы). 3. Сформировать условия для успешности обучающихся. 4. Организовать социально-значимый досуг. 5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, общеразвивающие программы максимально удовлетворяющие запросам обучающихся. 6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности. 7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков. 8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить занятость в кружках и секциях подростков «группы риска». 9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий (создать методическую копилку дополнительного образования в школе). В 2021-2022 учебном году образовательный процесс направлен на реализацию 31 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по шести направлениям образовательной деятельности. Реализация дополнительных программ осуществляется в свободное от основной учебы время, на основе добровольного выбора детьми образовательной области, вида деятельности, направления и профиля программы. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в течение учебного года. Занятия проводятся по группам и индивидуально. Деятельность детских объединений осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам. Формы аттестации На основании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 года № 196) организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся. В целях контроля выполнения образовательных программ, определения уровня теоретической подготовки обучающихся и выявления у них степени сформированности практических знаний, умения и навыков в Школе проводится промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Формы проведения аттестации определяются самим педагогом таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам образовательной программы. Уровень/ Предметные Метапредметные классы уровень Освоение Усвоение обучающимися начального обучающимися конкретных элементов общего способов деятельности, социального опыта, образования применимых как в изучаемого в рамках рамках 1-4 классы отдельного объединения – образовательного знаний, умений и процесса, так и в навыков, опыта решения решении проблем в проблем, опыта творческой реальных жизненных деятельности, ценностей. ситуациях. уровень Применение Усвоение обучаемыми основного конкретных элементов обучающимися общего способов деятельности социального опыта, образования изучаемогов рамках как в рамках образовательного отдельного объединения – процесса, так и в знаний, умений и решении проблем в навыков, опыта 5-9 классы решения проблем, опыта реальных жизненных ситуациях. творческой деятельности, ценностей. уровень Умение организовать Умение решать среднего учебную деятельность. проблемы в общего реальных жизненных ситуациях. образования 10-11 классы Личностные Формирование системы ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности. Сформированность нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих. В зависимости от предмета изучения формы проведения аттестации могут быть следующие: аттестационные занятия, отчётные концерты, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, практические работы, зачеты, выставки, спортивные соревнования, конкурсы, турниры, спектакли, итоговые занятия, защита творческих работ и проектов, доклады, собеседования и т.д. Основные результаты реализации программы дополнительного образования Ожидаемые результаты: 1. Расширение возможности для творческого развития личности обучающегося. 2. Увеличение количества участников и призеров конкурсов: муниципального, регионального, всероссийского, международных уровней. 3. Удовлетворенность качеством услуг дополнительного образования не ниже 80 %.