1. ДООП Родники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» августа 2021 г.
Протокол № 3

Утверждена
приказом от 01.09.2021 № 297
«Об утверждении
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Родники»
Направленность: экологическая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Брагина Татьяна Евгеньевна, педагог
дополнительного образования

пгт Сосьва, 2021

Брагина Т.Е. 89521446599, cool1s@mail.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования, основной образовательной программы начального общего
образования и направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов при изучении экологии.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Показатель
Нормативное обоснование
Основные
статьи 2, 12 и 75 Закона № 273-ФЗ
характеристики
программы
Порядок
статьи 12, 47 и 75 Закона № 273-ФЗ
проектирования
Условия реализации

– пункты 1–3 и 9 статьи 13, пункты 1, 5 и 6 статьи
14, статьи 15, 16, 33, 34 и 75 Закона № 273-ФЗ;
– СанПиН 2.4.4.3172-14
Содержание программ – пункты 9, 22, 23, 25 статьи 2, пункт 5 статьи 12,
пункты 1 и 4 статьи 75 Закона № 273-ФЗ;
– приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196;
–Концепция развития дополнительного образования
детей, утв. распоряжением Правительства от
04.09.2014 № 1726-р
Организация
– статьи 15, 16, 17 и 75 Закона № 273-ФЗ;
образовательного
– приказ Минпросвещения № 196;
процесса
– СанПиН 2.4.4.3172-14

Сегодня проблемы состояния природной среды
повышенный интерес и озабоченность населения страны.

вызывают

Введение системы непрерывного экологического образования, его
направленность на развитие экологической культуры подрастающего
поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о
реальных факторах экологической опасности, практических навыках по
оценке качеств окружающей среды.
2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

Проект реализации областной целевой программы «Родники» составлен в
соответствии с нормативно – правовой базой:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря2012г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон Свердловской области от 15 июня2013 года №78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области.
3. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования Свердловской области, утверждённый Постановлением
Правительства Свердловской области от 17.01.2006г. №15-ПП «О
региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования Свердловской области.
4. Постановление Правительства Свердловской области от 3 июля2015 года
№ 577-ПП « О проведении конкурсов по реализации мероприятий по
использованию, охране и благоустройству источников нецентрализованного
водоснабжения на территории Свердловской области.
В соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от
21.07.2008 № 736-ПП «Об областной государственной целевой программе
«Экология и природные ресурсы Свердловской области».
На основании выше обозначенных документов разработана и реализуется
данная образовательная программа детского объединения «РОДНИКИ».
Программа направлена на формирование экологической культуры,
практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой
родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знания,
полученные по программе, как нельзя лучше отвечают целям экологического
образования детей: возрождение и развитие их экологической культуры,
традиционных форм жизнедеятельности, национального самосознания.
Уровень освоения программы - базовый.
Актуальность программы
Не секрет и то, что у выпускников школ и других заведений в целом
преобладает потребительский подход к природе и очень низок уровень
восприятия вместе с тем возникающих экологических проблем. А проблемы
3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

эти видит и стар, и млад. Эта программа нацеливает учащихся, чтобы они
стремились практически участвовать в реальной работе по улучшению
состояния окружающей среды, ее оздоровления.
Педагогическая целесообразность программы
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной
самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
В настоящее время представления о целях образования и путях их
реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного
процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное
значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе
обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные
задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы
экономического прогресса и рынка труда.
Программа нацелена на выполнение практических мероприятий по
охране природы: очищение улиц города, пруда, родников и колодцев от
мусора и хлама. Благоустройство родников и колодцев. Организация
доставки питьевой воды ветеранам. Подкормка птиц зимой, изготовление
птичьих домиков, озеленение улиц и классных помещений.

Цель и задачи программы
Цель программы: обучение учеников основам водосбережения, воспитание
экологической культуры, ответственности перед собой, другими людьми,
будущим поколением за себя и результаты своей деятельности в социальной,
природной, культурной среде.







Задачи программы:
Обучающие:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека.
Воспитательные:
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в
природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)










развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам.
Развивающие:
развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам.
развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения
экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств
удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по
отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа
жизни, стремления к активной практической деятельности по охране
окружающей среды.
развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 9-10 лет.
Срок реализации программы
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся в разновозрастных группах 2 раза в неделю, по 1
часа, 68 часов в год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Занятия проводятся на базе 3в класса, численный состав – 12 человек.
Планируемые результаты освоения программы с ФГОС НОО
Результаты обучения:
- формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
- формирование умений практической экологической и природоохранной
работы, изучение естественных сообществ и формирование ответственного
отношения к природной среде;
- учиться изготовлению краткосрочных творческих проектов.
5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

Результаты воспитывающей деятельности:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать
собственное решение;
- формирование потребности у детей бережного отношения к природе,
природным богатствам, воспитание чувства хозяина страны;
Результаты развивающей деятельности:
- развитие основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА





Формы контроля
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется
педагогом в форме наблюдения;
промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме
итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в
форме защита проектных работ, участие в областном конкурсе «Родники»
Тематическое планирование
№
1.

Тема занятия
Введение

2.

Вода - источник жизни

3

Значимость
программы, 12
работы
по
благоустройству родников
Исследование воды по
12

4.

Часы
4

теория
4

практика
-

8

6

2

2

10

2

10
6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

2
10

2

2
8

7.

параметрам
Работа с населением
Роль воды для жизни
человека
Исследовательская работа

8

2

6

8.

Работа с населением

8

1

7

9.

Заключительные занятия.
Выставка творческих
работ.
Итого:

4

-

4

68

19

49

5
6.

Календарный учебный график
№
Тема занятия
занятия
Введение – 4 часа
1-2
Вводное занятие.

3-4

Техника безопасности

Содержание занятия
Задачи и план работы кружка.
Выбор актива. Знакомство с
оборудованием
кабинета
и
необходимыми
принадлежностями.
Проведение
экологопсихологических
тестов.
Соблюдение
техники
безопасности
на
занятиях,
экскурсиях и в экспедициях

Вода – источник жизни – 8 часов
5-6

Вода – источник жизни

Мировые запасы воды. Роль воды
на Земле. Удивительные водные
объекты мира.

7-8
Международное сообщество Групповая игра «Водные факты.
и вопросы водопользования Сколько воды на Земле».
9-10

Рациональное использование Распределение пресной воды в
7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

водных ресурсов

11-12

мире. Глобальные проблемы
водных ресурсов. Водный кризис.
Приемлемый
и
устойчивый
доступ к воде.

Загрязнение поверхностных Прямое и косвенное загрязнение.
и подземных вод
Проблемы водных ресурсов.
Использование водных ресурсов
в экономике России

Значимость программы, благоустройство родников -12 часов
13-14
Региональная экология.
Основные источники загрязнения
природной
среды
региона.
Состояние водных и ресурсов
региона. Экологическая политика
Свердловской области.
Актуальность программы

15-16
Областная
целевая
программа «Родники».
17-18

Разработка
плана
акции.
Подготовка акции ко Дню Разработка
сценария
народного единства «Живая мероприятия. Выбор
ресурсов
вода»
для проведения акции.

19-20
Проведение акции ко Дню
народного единства «Живая
вода»
21-22

Непосредственное
проведение субботника на
берегу реки Сосьва.

23-24

Водные
Сосьвинского
округа

ресурсы Экскурсия на местные родники.
городского

Исследование воды по параметрам – 12 часов
25-26
Определение свойств воды
Определение
качества
воды
методами химического анализа.
Прозрачность. Цветность. Запах.
8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

Вкус. Осадок.
27-28

Физические показатели воды Критерии
характеристика
источника. Выход на родники.
Отбор проб воды. Оформление
паспортов источников

29-30

Исследование
воды
из Практическое занятие
пресноводных источников на
органолептические
показатели

31-32

Методы
социологических Методы
социологических
исследований
исследований:
наблюдение, анализ документов,
опрос, интервьюирование

33-34

Методы
социологических Практическое
занятие:
исследований
Анкетирование школьников и их
родителей по
использованию
воды из родников и скважин

35-36

Методы
социологических Обработка информации
исследований

Работа с населением – 2 часа
37-38
Доставка воды ветеранам

Практическое занятие

Роль воды для жизни человека - 10 часов
39-40
Роль воды для нашего Минеральные
вещества
и
организма
микроэлементы, входящие в
состав подземных вод, и их
биологическая роль
41-42

Роль воды
организма

для

нашего Минеральные
вещества
и
микроэлементы, входящие в
состав подземных вод, и их
биологическая роль

43-44

Роль воды
организма

для

нашего Виды загрязнений питьевой воды
и вызываемые ими заболевания.

45-46

Вода – целитель.

Использование воды лечебных
9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

47-48

целях
Определение
жесткости Практическое занятие.
воды. Способы устранения
жесткости воды.

Исследовательская работа – 8 часов
49-50
Основы проектирования. Выбор
Подготовка
к
итоговой тем проекта.
конференции
51-52

Подготовка
к
конференции

53-54
Подготовка
к
конференции

итоговой Работа над презентациями и
проектами: основы проектнопрезентационной деятельности.
Определить этапы работы над
итоговой проектом,
систематизация
информации, составление списка
литературы,
работа
с
фотоматериалами
для
презентации, правила подготовки
доклада
Предзащита

55-56
Подготовка
к
конференции

итоговой

Работа с населением – 8 часов
57-58
Выход на родники

Уборка территории родников от
мусора, привлечение населения

59-60
Доставка воды ветеранам и Практическое занятие
пожилым людям к 9 мая.
61-62
Противопожарная
профилактика
безопасности».

Составление памяток, вручение
населению

Проблема чистой воды и Дискуссия
здоровье человека.
Заключительные занятия. Выставка творческих работ – 4 часа
65-66
Путешествие за капелькой Выставка творческих работ
воды.
63-64

10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

67-68

«Давайте сохраним планету» Выставка детских рисунков на
экологическую тему

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.:
Просвещение, 2012г.
2. Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2010г.
3. Степанчук Н.А. Экология,6-9 классы: практикум по экологии растений.
Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель,2009. 183 с.
4. Тихонов А.В. растения России. Красная книга. М.:Росмэн,2010. 171 с.
5. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников:
практические занятия. Волгоград: Учитель,2009. 103 с.
6. Фахретдинова Ф.Р. Губайдуллин М.И. Методы выявления и развития
одаренности школьников. Уфа.: изд-во БИРО. 2006. 107 с.
7. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО
“Издательство АСТ”, 2001.
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко
“АСТ”, 2005.
Интернет-материалы
https://sites.google.com/site/167bio2010/v-kabinete-biologii/interaktivnye-zadania
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернетматериалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3.
оборудовании.

Информация

о

школьном

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
Коллекционный (биологический) и другой наглядный и дидактический
материал (схемы, плакаты, информационные буклеты и другие материалы);
специальная библиотека учебно-методической и научно-популярной
литературы по экологии и охране окружающей среды. Необходимы также
различные экологические словари

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».