1. ДООП Родники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» августа 2021 г.
Протокол № 3

Утверждена
приказом от 01.09.2021 № 297
«Об утверждении
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Родники»
Направленность: экологическая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Брагина Татьяна Евгеньевна, педагог
дополнительного образования

пгт Сосьва, 2021

Брагина Т.Е. 89521446599, cool1s@mail.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования, основной образовательной программы начального общего
образования и направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов при изучении экологии.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Показатель
Нормативное обоснование
Основные
статьи 2, 12 и 75 Закона № 273-ФЗ
характеристики
программы
Порядок
статьи 12, 47 и 75 Закона № 273-ФЗ
проектирования
Условия реализации

– пункты 1–3 и 9 статьи 13, пункты 1, 5 и 6 статьи
14, статьи 15, 16, 33, 34 и 75 Закона № 273-ФЗ;
– СанПиН 2.4.4.3172-14
Содержание программ – пункты 9, 22, 23, 25 статьи 2, пункт 5 статьи 12,
пункты 1 и 4 статьи 75 Закона № 273-ФЗ;
– приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196;
–Концепция развития дополнительного образования
детей, утв. распоряжением Правительства от
04.09.2014 № 1726-р
Организация
– статьи 15, 16, 17 и 75 Закона № 273-ФЗ;
образовательного
– приказ Минпросвещения № 196;
процесса
– СанПиН 2.4.4.3172-14

Сегодня проблемы состояния природной среды
повышенный интерес и озабоченность населения страны.

вызывают

Введение системы непрерывного экологического образования, его
направленность на развитие экологической культуры подрастающего
поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о
реальных факторах экологической опасности, практических навыках по
оценке качеств окружающей среды.
2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

Проект реализации областной целевой программы «Родники» составлен в
соответствии с нормативно – правовой базой:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря2012г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон Свердловской области от 15 июня2013 года №78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области.
3. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования Свердловской области, утверждённый Постановлением
Правительства Свердловской области от 17.01.2006г. №15-ПП «О
региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования Свердловской области.
4. Постановление Правительства Свердловской области от 3 июля2015 года
№ 577-ПП « О проведении конкурсов по реализации мероприятий по
использованию, охране и благоустройству источников нецентрализованного
водоснабжения на территории Свердловской области.
В соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от
21.07.2008 № 736-ПП «Об областной государственной целевой программе
«Экология и природные ресурсы Свердловской области».
На основании выше обозначенных документов разработана и реализуется
данная образовательная программа детского объединения «РОДНИКИ».
Программа направлена на формирование экологической культуры,
практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой
родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знания,
полученные по программе, как нельзя лучше отвечают целям экологического
образования детей: возрождение и развитие их экологической культуры,
традиционных форм жизнедеятельности, национального самосознания.
Уровень освоения программы - базовый.
Актуальность программы
Не секрет и то, что у выпускников школ и других заведений в целом
преобладает потребительский подход к природе и очень низок уровень
восприятия вместе с тем возникающих экологических проблем. А проблемы
3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

эти видит и стар, и млад. Эта программа нацеливает учащихся, чтобы они
стремились практически участвовать в реальной работе по улучшению
состояния окружающей среды, ее оздоровления.
Педагогическая целесообразность программы
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной
самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
В настоящее время представления о целях образования и путях их
реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного
процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное
значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе
обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные
задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы
экономического прогресса и рынка труда.
Программа нацелена на выполнение практических мероприятий по
охране природы: очищение улиц города, пруда, родников и колодцев от
мусора и хлама. Благоустройство родников и колодцев. Организация
доставки питьевой воды ветеранам. Подкормка птиц зимой, изготовление
птичьих домиков, озеленение улиц и классных помещений.

Цель и задачи программы
Цель программы: обучение учеников основам водосбережения, воспитание
экологической культуры, ответственности перед собой, другими людьми,
будущим поколением за себя и результаты своей деятельности в социальной,
природной, культурной среде.







Задачи программы:
Обучающие:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека.
Воспитательные:
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в
природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)










развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам.
Развивающие:
развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам.
развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения
экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств
удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по
отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа
жизни, стремления к активной практической деятельности по охране
окружающей среды.
развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 9-10 лет.
Срок реализации программы
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся в разновозрастных группах 2 раза в неделю, по 1
часа, 68 часов в год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Занятия проводятся на базе 3в класса, численный состав – 12 человек.
Планируемые результаты освоения программы с ФГОС НОО
Результаты обучения:
- формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
- формирование умений практической экологической и природоохранной
работы, изучение естественных сообществ и формирование ответственного
отношения к природной среде;
- учиться изготовлению краткосрочных творческих проектов.
5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

Результаты воспитывающей деятельности:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать
собственное решение;
- формирование потребности у детей бережного отношения к природе,
природным богатствам, воспитание чувства хозяина страны;
Результаты развивающей деятельности:
- развитие основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА





Формы контроля
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется
педагогом в форме наблюдения;
промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме
итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в
форме защита проектных работ, участие в областном конкурсе «Родники»
Тематическое планирование
№
1.

Тема занятия
Введение

2.

Вода - источник жизни

3

Значимость
программы, 12
работы
по
благоустройству родников
Исследование воды по
12

4.

Часы
4

теория
4

практика
-

8

6

2

2

10

2

10
6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

2
10

2

2
8

7.

параметрам
Работа с населением
Роль воды для жизни
человека
Исследовательская работа

8

2

6

8.

Работа с населением

8

1

7

9.

Заключительные занятия.
Выставка творческих
работ.
Итого:

4

-

4

68

19

49

5
6.

Календарный учебный график
№
Тема занятия
занятия
Введение – 4 часа
1-2
Вводное занятие.

3-4

Техника безопасности

Содержание занятия
Задачи и план работы кружка.
Выбор актива. Знакомство с
оборудованием
кабинета
и
необходимыми
принадлежностями.
Проведение
экологопсихологических
тестов.
Соблюдение
техники
безопасности
на
занятиях,
экскурсиях и в экспедициях

Вода – источник жизни – 8 часов
5-6

Вода – источник жизни

Мировые запасы воды. Роль воды
на Земле. Удивительные водные
объекты мира.

7-8
Международное сообщество Групповая игра «Водные факты.
и вопросы водопользования Сколько воды на Земле».
9-10

Рациональное использование Распределение пресной воды в
7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

водных ресурсов

11-12

мире. Глобальные проблемы
водных ресурсов. Водный кризис.
Приемлемый
и
устойчивый
доступ к воде.

Загрязнение поверхностных Прямое и косвенное загрязнение.
и подземных вод
Проблемы водных ресурсов.
Использование водных ресурсов
в экономике России

Значимость программы, благоустройство родников -12 часов
13-14
Региональная экология.
Основные источники загрязнения
природной
среды
региона.
Состояние водных и ресурсов
региона. Экологическая политика
Свердловской области.
Актуальность программы

15-16
Областная
целевая
программа «Родники».
17-18

Разработка
плана
акции.
Подготовка акции ко Дню Разработка
сценария
народного единства «Живая мероприятия. Выбор
ресурсов
вода»
для проведения акции.

19-20
Проведение акции ко Дню
народного единства «Живая
вода»
21-22

Непосредственное
проведение субботника на
берегу реки Сосьва.

23-24

Водные
Сосьвинского
округа

ресурсы Экскурсия на местные родники.
городского

Исследование воды по параметрам – 12 часов
25-26
Определение свойств воды
Определение
качества
воды
методами химического анализа.
Прозрачность. Цветность. Запах.
8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

Вкус. Осадок.
27-28

Физические показатели воды Критерии
характеристика
источника. Выход на родники.
Отбор проб воды. Оформление
паспортов источников

29-30

Исследование
воды
из Практическое занятие
пресноводных источников на
органолептические
показатели

31-32

Методы
социологических Методы
социологических
исследований
исследований:
наблюдение, анализ документов,
опрос, интервьюирование

33-34

Методы
социологических Практическое
занятие:
исследований
Анкетирование школьников и их
родителей по
использованию
воды из родников и скважин

35-36

Методы
социологических Обработка информации
исследований

Работа с населением – 2 часа
37-38
Доставка воды ветеранам

Практическое занятие

Роль воды для жизни человека - 10 часов
39-40
Роль воды для нашего Минеральные
вещества
и
организма
микроэлементы, входящие в
состав подземных вод, и их
биологическая роль
41-42

Роль воды
организма

для

нашего Минеральные
вещества
и
микроэлементы, входящие в
состав подземных вод, и их
биологическая роль

43-44

Роль воды
организма

для

нашего Виды загрязнений питьевой воды
и вызываемые ими заболевания.

45-46

Вода – целитель.

Использование воды лечебных
9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

47-48

целях
Определение
жесткости Практическое занятие.
воды. Способы устранения
жесткости воды.

Исследовательская работа – 8 часов
49-50
Основы проектирования. Выбор
Подготовка
к
итоговой тем проекта.
конференции
51-52

Подготовка
к
конференции

53-54
Подготовка
к
конференции

итоговой Работа над презентациями и
проектами: основы проектнопрезентационной деятельности.
Определить этапы работы над
итоговой проектом,
систематизация
информации, составление списка
литературы,
работа
с
фотоматериалами
для
презентации, правила подготовки
доклада
Предзащита

55-56
Подготовка
к
конференции

итоговой

Работа с населением – 8 часов
57-58
Выход на родники

Уборка территории родников от
мусора, привлечение населения

59-60
Доставка воды ветеранам и Практическое занятие
пожилым людям к 9 мая.
61-62
Противопожарная
профилактика
безопасности».

Составление памяток, вручение
населению

Проблема чистой воды и Дискуссия
здоровье человека.
Заключительные занятия. Выставка творческих работ – 4 часа
65-66
Путешествие за капелькой Выставка творческих работ
воды.
63-64

10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.)

67-68

«Давайте сохраним планету» Выставка детских рисунков на
экологическую тему

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.:
Просвещение, 2012г.
2. Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2010г.
3. Степанчук Н.А. Экология,6-9 классы: практикум по экологии растений.
Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель,2009. 183 с.
4. Тихонов А.В. растения России. Красная книга. М.:Росмэн,2010. 171 с.
5. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников:
практические занятия. Волгоград: Учитель,2009. 103 с.
6. Фахретдинова Ф.Р. Губайдуллин М.И. Методы выявления и развития
одаренности школьников. Уфа.: изд-во БИРО. 2006. 107 с.
7. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО
“Издательство АСТ”, 2001.
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко
“АСТ”, 2005.
Интернет-материалы
https://sites.google.com/site/167bio2010/v-kabinete-biologii/interaktivnye-zadania
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернетматериалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3.
оборудовании.

Информация

о

школьном

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
Коллекционный (биологический) и другой наглядный и дидактический
материал (схемы, плакаты, информационные буклеты и другие материалы);
специальная библиотека учебно-методической и научно-популярной
литературы по экологии и охране окружающей среды. Необходимы также
различные экологические словари

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».