Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Родники» Направленность: экологическая Уровень: базовый Возраст обучающихся: 9-10 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Брагина Татьяна Евгеньевна, педагог дополнительного образования пгт Сосьва, 2021 Брагина Т.Е. 89521446599, cool1s@mail.ru Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении экологии. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Показатель Нормативное обоснование Основные статьи 2, 12 и 75 Закона № 273-ФЗ характеристики программы Порядок статьи 12, 47 и 75 Закона № 273-ФЗ проектирования Условия реализации – пункты 1–3 и 9 статьи 13, пункты 1, 5 и 6 статьи 14, статьи 15, 16, 33, 34 и 75 Закона № 273-ФЗ; – СанПиН 2.4.4.3172-14 Содержание программ – пункты 9, 22, 23, 25 статьи 2, пункт 5 статьи 12, пункты 1 и 4 статьи 75 Закона № 273-ФЗ; – приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196; –Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р Организация – статьи 15, 16, 17 и 75 Закона № 273-ФЗ; образовательного – приказ Минпросвещения № 196; процесса – СанПиН 2.4.4.3172-14 Сегодня проблемы состояния природной среды повышенный интерес и озабоченность населения страны. вызывают Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыках по оценке качеств окружающей среды. 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Проект реализации областной целевой программы «Родники» составлен в соответствии с нормативно – правовой базой: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Закон Свердловской области от 15 июня2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области. 3. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, утверждённый Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006г. №15-ПП «О региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. 4. Постановление Правительства Свердловской области от 3 июля2015 года № 577-ПП « О проведении конкурсов по реализации мероприятий по использованию, охране и благоустройству источников нецентрализованного водоснабжения на территории Свердловской области. В соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от 21.07.2008 № 736-ПП «Об областной государственной целевой программе «Экология и природные ресурсы Свердловской области». На основании выше обозначенных документов разработана и реализуется данная образовательная программа детского объединения «РОДНИКИ». Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знания, полученные по программе, как нельзя лучше отвечают целям экологического образования детей: возрождение и развитие их экологической культуры, традиционных форм жизнедеятельности, национального самосознания. Уровень освоения программы - базовый. Актуальность программы Не секрет и то, что у выпускников школ и других заведений в целом преобладает потребительский подход к природе и очень низок уровень восприятия вместе с тем возникающих экологических проблем. А проблемы 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) эти видит и стар, и млад. Эта программа нацеливает учащихся, чтобы они стремились практически участвовать в реальной работе по улучшению состояния окружающей среды, ее оздоровления. Педагогическая целесообразность программы Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда. Программа нацелена на выполнение практических мероприятий по охране природы: очищение улиц города, пруда, родников и колодцев от мусора и хлама. Благоустройство родников и колодцев. Организация доставки питьевой воды ветеранам. Подкормка птиц зимой, изготовление птичьих домиков, озеленение улиц и классных помещений. Цель и задачи программы Цель программы: обучение учеников основам водосбережения, воспитание экологической культуры, ответственности перед собой, другими людьми, будущим поколением за себя и результаты своей деятельности в социальной, природной, культурной среде. Задачи программы: Обучающие: формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. Воспитательные: формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. Развивающие: развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. Категория обучающихся Программа предназначена для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации программы Срок реализации программы - 1 год. Режим занятий Занятия проводятся в разновозрастных группах 2 раза в неделю, по 1 часа, 68 часов в год. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Занятия проводятся на базе 3в класса, численный состав – 12 человек. Планируемые результаты освоения программы с ФГОС НОО Результаты обучения: - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. - формирование умений практической экологической и природоохранной работы, изучение естественных сообществ и формирование ответственного отношения к природной среде; - учиться изготовлению краткосрочных творческих проектов. 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Результаты воспитывающей деятельности: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать собственное решение; - формирование потребности у детей бережного отношения к природе, природным богатствам, воспитание чувства хозяина страны; Результаты развивающей деятельности: - развитие основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Формы контроля текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения; промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме защита проектных работ, участие в областном конкурсе «Родники» Тематическое планирование № 1. Тема занятия Введение 2. Вода - источник жизни 3 Значимость программы, 12 работы по благоустройству родников Исследование воды по 12 4. Часы 4 теория 4 практика - 8 6 2 2 10 2 10 6 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) 2 10 2 2 8 7. параметрам Работа с населением Роль воды для жизни человека Исследовательская работа 8 2 6 8. Работа с населением 8 1 7 9. Заключительные занятия. Выставка творческих работ. Итого: 4 - 4 68 19 49 5 6. Календарный учебный график № Тема занятия занятия Введение – 4 часа 1-2 Вводное занятие. 3-4 Техника безопасности Содержание занятия Задачи и план работы кружка. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Проведение экологопсихологических тестов. Соблюдение техники безопасности на занятиях, экскурсиях и в экспедициях Вода – источник жизни – 8 часов 5-6 Вода – источник жизни Мировые запасы воды. Роль воды на Земле. Удивительные водные объекты мира. 7-8 Международное сообщество Групповая игра «Водные факты. и вопросы водопользования Сколько воды на Земле». 9-10 Рациональное использование Распределение пресной воды в 7 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) водных ресурсов 11-12 мире. Глобальные проблемы водных ресурсов. Водный кризис. Приемлемый и устойчивый доступ к воде. Загрязнение поверхностных Прямое и косвенное загрязнение. и подземных вод Проблемы водных ресурсов. Использование водных ресурсов в экономике России Значимость программы, благоустройство родников -12 часов 13-14 Региональная экология. Основные источники загрязнения природной среды региона. Состояние водных и ресурсов региона. Экологическая политика Свердловской области. Актуальность программы 15-16 Областная целевая программа «Родники». 17-18 Разработка плана акции. Подготовка акции ко Дню Разработка сценария народного единства «Живая мероприятия. Выбор ресурсов вода» для проведения акции. 19-20 Проведение акции ко Дню народного единства «Живая вода» 21-22 Непосредственное проведение субботника на берегу реки Сосьва. 23-24 Водные Сосьвинского округа ресурсы Экскурсия на местные родники. городского Исследование воды по параметрам – 12 часов 25-26 Определение свойств воды Определение качества воды методами химического анализа. Прозрачность. Цветность. Запах. 8 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Вкус. Осадок. 27-28 Физические показатели воды Критерии характеристика источника. Выход на родники. Отбор проб воды. Оформление паспортов источников 29-30 Исследование воды из Практическое занятие пресноводных источников на органолептические показатели 31-32 Методы социологических Методы социологических исследований исследований: наблюдение, анализ документов, опрос, интервьюирование 33-34 Методы социологических Практическое занятие: исследований Анкетирование школьников и их родителей по использованию воды из родников и скважин 35-36 Методы социологических Обработка информации исследований Работа с населением – 2 часа 37-38 Доставка воды ветеранам Практическое занятие Роль воды для жизни человека - 10 часов 39-40 Роль воды для нашего Минеральные вещества и организма микроэлементы, входящие в состав подземных вод, и их биологическая роль 41-42 Роль воды организма для нашего Минеральные вещества и микроэлементы, входящие в состав подземных вод, и их биологическая роль 43-44 Роль воды организма для нашего Виды загрязнений питьевой воды и вызываемые ими заболевания. 45-46 Вода – целитель. Использование воды лечебных 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) 47-48 целях Определение жесткости Практическое занятие. воды. Способы устранения жесткости воды. Исследовательская работа – 8 часов 49-50 Основы проектирования. Выбор Подготовка к итоговой тем проекта. конференции 51-52 Подготовка к конференции 53-54 Подготовка к конференции итоговой Работа над презентациями и проектами: основы проектнопрезентационной деятельности. Определить этапы работы над итоговой проектом, систематизация информации, составление списка литературы, работа с фотоматериалами для презентации, правила подготовки доклада Предзащита 55-56 Подготовка к конференции итоговой Работа с населением – 8 часов 57-58 Выход на родники Уборка территории родников от мусора, привлечение населения 59-60 Доставка воды ветеранам и Практическое занятие пожилым людям к 9 мая. 61-62 Противопожарная профилактика безопасности». Составление памяток, вручение населению Проблема чистой воды и Дискуссия здоровье человека. Заключительные занятия. Выставка творческих работ – 4 часа 65-66 Путешествие за капелькой Выставка творческих работ воды. 63-64 10 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) 67-68 «Давайте сохраним планету» Выставка детских рисунков на экологическую тему СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2012г. 2. Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2010г. 3. Степанчук Н.А. Экология,6-9 классы: практикум по экологии растений. Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель,2009. 183 с. 4. Тихонов А.В. растения России. Красная книга. М.:Росмэн,2010. 171 с. 5. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. Волгоград: Учитель,2009. 103 с. 6. Фахретдинова Ф.Р. Губайдуллин М.И. Методы выявления и развития одаренности школьников. Уфа.: изд-во БИРО. 2006. 107 с. 7. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001. 8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005. Интернет-материалы https://sites.google.com/site/167bio2010/v-kabinete-biologii/interaktivnye-zadania http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернетматериалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. оборудовании. Информация о школьном http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации. Коллекционный (биологический) и другой наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, информационные буклеты и другие материалы); специальная библиотека учебно-методической и научно-популярной литературы по экологии и охране окружающей среды. Необходимы также различные экологические словари 11