Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ №1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Школьный пресс-центр» НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Уровень: базовый Возраст обучающихся: 14 – 17 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Пахмутова Марина Анатольевна, педагог дополнительного образования пгт. Сосьва, 2021 год 1 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Показатель Нормативное обоснование Основные статьи 2, 12 и 75 Закона № 273-ФЗ характеристики программы Порядок статьи 12, 47 и 75 Закона № 273-ФЗ проектирования Условия реализации – пункты 1–3 и 9 статьи 13, пункты 1, 5 и 6 статьи 14, статьи 15, 16, 33, 34 и 75 Закона № 273-ФЗ; – СанПиН 2.4.4.3172-14 Содержание программ – пункты 9, 22, 23, 25 статьи 2, пункт 5 статьи 12, пункты 1 и 4 статьи 75 Закона № 273-ФЗ; – приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196; – Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р Организация – статьи 15, 16, 17 и 75 Закона № 273-ФЗ; образовательного – приказ Минпросвещения № 196; процесса – СанПиН 2.4.4.3172-14 Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Школьный пресс-центр» (далее Программа) имеет социальнопедагогическую направленность, рассчитана на учащихся 14-17 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики, в овладении практическими навыками создания школьной газеты, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее пройденным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, информатика и др. Актуальность, педагогическая целесообразность. Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы деятельности: теоретические уроки, рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в программе Microsoft Office Publisher, макетирование и верстка газеты. 2 3 Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, в ходе которого учитываются особенности учащихся и их возможность свободно и творчески мыслить. Программа направлена на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, на раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии. В ходе обучения формируется нестандартное гибкое и чёткое мышление, реализуется потребность в коллективном творчестве. Программа воспитывает чувство ответственности, укрепляет связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по данной программе даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. Актуальность Программы состоит в необходимости помогать обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли интересно и красочно рассказать о происходящих событиях. Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы деятельности: теоретические уроки, рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в программе Microsoft Office Publisher, макетирование и верстка газеты. Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. Задачи: Обучающие: Научить учащихся ориентироваться в большом количестве предлагаемой информации; Сформировать умение работать с информацией и документами; проводить опросы; Обучить приемам верстки газеты; Обучить навыкам ораторского искусства. Развивающие: развивать коммуникативные, творческие способности обучающихся; развивать образное, логическое и критическое мышление учащихся; развивать умения устного и письменного выступления; 3 4 Воспитывающие: формировать литературный вкус учащихся; формировать нравственные основы личности будущего журналиста; формировать духовные качества личности, активную жизненную позицию; воспитывать у обучающихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях; воспитывать культуру поведения и речи, прививать культуру общения; воспитывать школьника как гражданина своей страны. Категория обучающихся Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный пресс-центр» предназначена для обучающихся в возрасте от 14 до 17 лет. Вступительных испытаний при приеме на обучение по Программе нет. Программа «Школьный пресс-центр» составлена в практикоориентированной форме подачи материала. Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий; участие в творческих конкурсах. Участники данной Программы готовят материалы для школьной газеты и для новостного интернета – странички в школьной группе «ВКонтакте». Срок реализации Программы Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный прессцентр» рассчитана на один год обучения - 68 учебных часов. Форма и режим занятий Недельная нагрузка 2 часа. Учебная группа состоит из 10-15 учащихся. Продолжительность каждого занятия 45 минут и перерыв 15 минут. В Периодичность занятий определяется в зависимости от потребностей учащихся, при необходимости занятия могут быть сдвоенными с соблюдением предоставления коротких перерывов через каждые 45 минут. Требования к освоению курса По окончанию обучения учащийся должен: Знать: Журналистскую этику, современные требования к газете, типологию газет, информационные и сатирические жанры. Уметь: Моделировать газету, писать заметку информационного, дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить опросы, овладеть основами публичной речи. Критерии оценки: 4 5 издание школьной газеты «Вести Республики ДОМ». Личностные, метапредметные и предметные результаты Предметные результаты изучения программы «Пресс центр» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы школьники: познакомятся с основными терминами журналистики; приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научнопознавательных текстов, инструкций; получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации; приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты; приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; научатся давать самооценку результатам своего труда; приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений; приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты; поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные результаты освоения программы предполагают: приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты; получение возможности проявлять инициативу в принятии решений; понимание причин успеха неуспеха практической журналистской деятельности; Метапредметные результаты освоения программы обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают: 5 6 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием е реализации; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации. Формирование универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия У ученика будут сформированы: − учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; − ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; − способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; − основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности; − чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах. Ученик получит возможность для формирования: − внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; − выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; − устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; − адекватного понимания причин успешности неуспешности в неучебной деятельности; − осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни; − эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия 6 7 − − − − − − − − − − − − − − − − − − Ученик научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Ученик получит возможность научиться: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; 7 8 − осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; − строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: − адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; − учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; − формулировать собственное мнение и позицию; − договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; − задавать вопросы; − использовать речь для регуляции своего действия; − адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: − учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; − учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; − понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; − аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; − задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; − осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; − адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; − адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Сроки реализации программы: 1 год (68 часов -2 часа в неделю). Возраст детей, участвующих в реализации программы: 13-17 лет. Формы обучения: 8 9 лекции; деловые игры; экскурсии; составление плана будущей газеты; выпуск газеты; сбор и обработка информации; методы работы журналиста; написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т. д. № 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2.1 2.2 2.3 2.4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН Тема занятия Всего часов Теория Практика 1.Основы создания газеты (6 часов) Организационное 1 1 занятие. Кодекс журналиста. 1 1 Знакомство с 1 1 жанрами. Распределение 1 1 информации в газете. Требования к стилю 1 1 и шрифту, дизайн страницы. Рубрики газеты. 1 1 Модель газеты. 2. Информация (8 часов) Информация. 1 1 2 Первая ступень сложности. Выбор главного. Информация. 1 1 2 Вторая ступень сложности. «Перевернутая пирамида» Информация. 1 1 2 Третья ступень сложности. Правило пяти вопросов. Информация. 1 1 2 Четвертая ступень сложности. Составные части «перевернутой 9 Форма аттестации Тест Деловая игра Деловая игра Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание 10 пирамиды. 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 4.3 4.4 5.1 5.2 5.3 3. Технология быстрого письма (8 часов) Технологии 1 1 2 быстрого письма. Первая ступень сложности. Технологии 1 1 2 быстрого письма. Вторая ступень сложности. Технологии 1 1 2 быстрого письма. Третья ступень сложности. Технологии 1 1 2 быстрого письма. Четвертая ступень сложности. 4. Отчёт (8 часов) Отчет. Первая 1 1 2 ступень сложности. Отчет. Вторая 1 1 2 ступень сложности. Отчет. Третья 1 1 2 ступень сложности. Информационный Отчет. Четвертая 1 1 2 ступень сложности. 5. Репортаж (6 часов) Репортаж. Первая 1 1 2 ступень сложности. Репортаж. Вторая 1 1 2 ступень сложности. Репортаж. Третья 1 1 2 ступень сложности. 6.Интервью (8 часов) 6.1 Интервью. Первая ступень сложности. 6.2 Интервью. Вторая ступень сложности. 6.3 Интервью. Третья ступень сложности. Информационное 2 1 1 2 1 1 2 1 1 10 Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание 11 интервью. 6.4 Интервью. Четвертая ступень сложности. 1 2 7.Корреспонденция (6 часов) 7.1 Корреспонденция 1 2 информационная. Первая ступень сложности 7.2 Критическая 1 2 корреспонденция. Вторая ступень сложности 7.3 Аналитическая 1 2 корреспонденция. Третья ступень сложности 9 Выпуск газеты 18 «Вести Республики ДОМ». Итого 68 28 1 Творческое задание Практикум Практикум Практикум 18 Компьютер ная вёрстка газеты (практикум ) 40 Содержание учебно-тематического плана Тема 1. Основы создания газеты – 6 часов. Кодекс журналиста. Составление плана работы. Современные требования к газете. Знакомство с жанрами. Распределение информации в газете. Требования к стилю и шрифту, дизайн страницы. Рубрики газеты. Модель газеты. Тема 2. Информация – 8 часов. Первая ступень сложности – выбор главного. Вторая ступень сложности - «Перевернутая пирамида». Третья ступень сложности «Правило пяти вопросов». Четвертая ступень сложности – составные части «перевернутой пирамиды». Тема 3. Технология быстрого письма – 8 часов. Первая ступень сложности – метод «снежинки» (снежного кома). Вторая ступень сложности - метод «вешалки» или «скелета». Третья ступень сложности - метод опорных словосочетаний. Четвертая ступень сложности – метод «Жюля Верна». Тема 3. Отчёт – 8 часов. 11 12 Первая ступень сложности информационный отчет «Последовательность событий». Вторая ступень сложности информационный отчет «О чем говорили выступающие?». Третья ступень сложности - информационный отчет «Добавляем цвет события». Четвёртая ступень сложности - информационный отчет «Предыстория события». Тема 4. Репортаж – 6 часов. Первая ступень сложности - изменяющаяся картинка действия. Вторая ступень сложности - общие, средние, крупные планы. Третья ступень сложности - цветовая гамма и настроения людей. Четвёртая ступень сложности - события за кадром. Тема 5. Интервью – 8 часов. Первая ступень сложности - опрос. Вторая ступень сложности – комментарий. Третья ступень сложности – информационное интервью. Четвёртая ступень сложности – интервью-зарисовка. Тема 6. Корреспонденция – 6 часов. Первая ступень сложности – корреспонденция информационная. Вторая ступень сложности – критическая корреспонденция. Третья ступень сложности – аналитическая корреспонденция. Четвёртая ступень сложности – корреспонденция – раздумье. Издание газеты «Вести Республики ДОМ» - 18 часов. Компьютерная вёрстка газеты «Вести Республики ДОМ» (9 номеров). Редактирование информации. Распространение газеты. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ и бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач. Текущий контроль и промежуточная аттестация представляют собой оценку качества и освоения и содержания Программы. В качестве результата промежуточной аттестации могут быть зачтены результаты участия учащихся объединения в различных конкурсах и фестивалях по направлению деятельности. Творческие работы обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале. Примерная характеристика отметок может выглядеть так: 0 баллов – задание не выполнено; 1 балл – содержание задания не осознано, продукт неадекватен заданию; 2 балла – допущены серьезные ошибки логического и фактического характера, выводы отсутствуют; 12 13 3 балла – задание выполнено отчасти, допущены ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы; 4 балла – задание в целом выполнено, но допущены одна-две незначительных ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы; 5 баллов – задание выполнено, сделаны в целом корректные выводы. Оценка результатов освоения Программы осуществляется: диагностикой знаний в процессе собеседований; организацией вовлечения детей в работу школьного издания. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Методическое обеспечение реализации программы Программа «Школьный пресс-центр» содержит большое количество практики. Она включает в себя как индивидуальную творческую работу учащихся, так и коллективные творческие игры. Для лучшего усвоения материала учащимся предоставлен раздаточный и мультимедийный материал. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы: воспитывающего характера труда; научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности); связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного времени); систематичности и последовательности; доступности и посильности; сознательности и активности; наглядности; прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов). Основной вид занятий – практический. Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый или эвристический; 13 14 исследовательский. Педагогические приёмы: формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия); организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование); стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.); сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования; свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п. Материально-технические условия реализации Программы Для реализации данной Программы необходимо: наличие у обучающихся компьютеров и выхода в Интернет, а также доступа к чтению и просмотру современных газет и журналов; наличие дополнительной литературы, словарей и справочников, принтера, сканера, ЦОР, цифровых носителей, фотоаппарата. Оценка результатов освоения программы осуществляется: диагностикой знаний в процессе собеседований; организацией вовлечения детей в работу школьного издания. Список литературы, используемой при написании Программы 1. Баканов Р.П. Основы журналистской деятельности: новостная журналистика. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Институт социальнофилософских наук и массовых коммуникаций. Казань: Издательство Казанского университета, 2015. 116 с. 2. Байчик А.В., Курышева Ю.В., Никонов С.Б. (сост.) Международные стандарты профессиональной этики журналистов. Учебно-методическое пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2012. 102 с. 3. Беневоленская Т. А. О языке и стиле газетного очерка Т. А. Беневоленская. М., 1973. 4. Бережной А. Ф. К истории печати России А. Ф. Бережной. СПб., 1992. 5.Бобков А.К. Газетные жанры. Учебное пособие. Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. 64 с. 14 15 6.Бовин А. Профессия - журналист А. Бовин Журналист. 2001. №3. 7. Богданов Н. Г. Справочник журналиста Н.Г. Богданов, Б. А. Вяземский Л.: Лениздат, 1971. 685 с. 8. Вакуров В. Н. Стилистика газетных жанров В.Н. Бакуров, Н. Н. Кохтев, Г. Я. Солганик. М, 1978. 9. Васильева Л. Журналист меняет профессию: Хрест Л. Васильева, В. Чернолуцкий. Владивосток, 2000. 10. Васильева Л. А. Делаем новости! учебное пособие Л. А. Васильева. М.: Аспект Пресс, 2003. 190 с. 11. Виленский М. Э. Как написать фельетон М Э. Виленский.М, 1982. 12. Владимирцев В.П. Газетная зарисовка В. П Владимирцев. Иркутск : Издв. Иркутского ин-та, 2002. 13. Вовк Е.Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе Е. Т. Вовк Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». 2004. №5. 14. Ворошилов В. И. История журналистики в России [Текст]: конспект лекций В. И. Ворошилов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 15. Вронский В.А. Экология [Текст]: словарь-справочник В.А. Вронский. Ростов н Д.: Феникс, 1997. 576 с. 16. Гвоздев Л. 3. Журналистика: инструментарий, навыки, техника безопасности: учебное пособие Л. 3. Гвоздев. М., 1999. 17. Голубева О. Д. В мире книжных сокровищ О. Д. Голубева. Л.: Лениздат, 1988. - 272 с. 18. Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции: сб.: Детская юношеская самодеятельная пресса: Теоретическая часть: и практика. М.: ЮНПРЕСС, 1994. 19. Гоне Ж. Школьные и лицейские газеты Ж. Гоне ; общ. ред. и вступ. ст. А. В. Шарикова. М.: ЮНПРЕСС, 2000. 200 с. 20. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка К. С. Горбачевич. СПб.: Норинт, 2002. 224 с. 21. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий А. А. Грабельников. - М., 2000. 22. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004. 288 с. 23. Душенко К. В. Большая книга афоризмов К. В. Душенко. - Изд. 9-е, испр. -М.: Эксмо, 2007. 1056 с. 24. Жанры советской газеты. М., 1972. 15 16 25. Захаров Я. Я. Профессиональная ориентация школьников Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1989. 192 с. 26. Киперман С. А. Периодическая печать в школе С. А. Киперман. М., 1993. 27. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2004; 28. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2011. 224 с. 29. Лозовский Б.Н. Журналистика: техника безопасности. Екатеринбург: Издво Урал. ун-та, 2000. 84 с. 30. Перевалов В.В. Аналитическая журналистика. Учебно-методическое пособие. – М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2014. – 104 с. 31. Шишлянникова А.М., Хорошунова И.В. (авт.-сост.). Литературное редактирование медиатекстов: теория и практика. Учебное пособие. Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2017. 192 с. Список литературы, рекомендуемый обучающимся 1. Ожегов С.И. Словарь русского языка, 1986. 2. Справочник журналиста Л., 1971. 3. Уралова Л.С. Твоя стенгазета М.: Молодая Гвардия, 1986. - 95с. 4. Школьный словарь образования слов русского языка М.Г. Баранов. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. 384с. 5. Энциклопедический словарь юного литературоведа сост. В. Новиков, Просвещение 1987, 435с. 6. Этимологический словарь русского языка для школьников сост. Рут М.Е. Екатеринбург: У Фактория, 2004, 432. 16