Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Декоративная вышивка» НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ Уровень: базовый Возраст обучающихся: 7 – 14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Якимова Александра Сергеевна, педагог дополнительного образования пгт Сосьва, 2021 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Пояснительная записка Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Показатель Нормативное обоснование Основные статьи 2, 12 и 75 Закона № 273-ФЗ характеристики программы Порядок статьи 12, 47 и 75 Закона № 273-ФЗ проектирования Условия реализации – пункты 1–3 и 9 статьи 13, пункты 1, 5 и 6 статьи 14, статьи 15, 16, 33, 34 и 75 Закона № 273-ФЗ; – СанПиН 2.4.4.3172-14 Содержание программ – пункты 9, 22, 23, 25 статьи 2, пункт 5 статьи 12, пункты 1 и 4 статьи 75 Закона № 273-ФЗ; – приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196; – Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р Организация – статьи 15, 16, 17 и 75 Закона № 273-ФЗ; образовательного – приказ Минпросвещения № 196; процесса – СанПиН 2.4.4.3172-14 Образовательная программа «Декоративное вышивание», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами вышивания. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Данная программа направлена на художественное воспитание ребенка, обогащение его духовного мира и развитие художественно-творческого потенциала личности. 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Актуальность программы Вышивание - старейший и распространенный вид декоративноприкладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далекого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода. Вышиванием занимались почти всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки - это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существуют целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В наши дни этот вид декоративно - прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает все большую популярность. Приобщение подрастающего поколения к вышиванию является значимой частицей трудового обучения и воспитания. Вышивание развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; приносит ни с чем не сравнимую радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого труда. Педагогическая целесообразность программы Умение вышивать очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по вышиванию, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося. За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения. И, 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у обучающихся художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом. На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Цель и задачи программы Цель программы: формирование навыков владения различных видов художественной вышивки в соответствии с изделиями, эстетического вкуса, знакомство с профессией вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера, развитие личности воспитанника на примере огромной духовной ценности изделий народных мастеров, самостоятельности, творческой инициативы индивидуальных дарований на основе его художественноэстетической деятельности. Задачи программы Обучающие: - формирование необходимых навыков и знаний технологий выполнения различных видов вышивки: простейшим, украшающим, гладьевым швам, счётной вышивке; - формировавие знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения. Воспитательные: - формирование интереса к культуре, истокам народного творчества; - формирование умения доведения начатого дела до конца; - формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать собственное решение; - формирование трудолюбия, терпения, усидчивость, выносливости, внимательности; - формирование духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся. Развивающие: - развитие мелкой моторики рук; 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) - формирование образного мышления, фантазии, творческих способностей, внимания; - формирование навыков общения и умений совместной деятельности. Адресат программы Программа по «Декоративная вышивка» предназначена для, младшего и среднего школьного возраста. Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда готовы что-нибудь мастерить. В их среде укрепляется дружба и товарищество. У детей развивается мышечная система, совершенствуется мелкая мускулатура рук. Дети все более овладевают движениями. Именно в этом возрасте у детей вырабатывается наиболее стойкий интерес к занятиям по вышивке, развивается умение анализировать предметы, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели. Средний школьный возраст принято называть переходным возрастом. В этом возрасте повышается интенсивность и жизнедеятельность организма. Изменения происходят в общем психологическом складе и характере подростка, выражающиеся в стремлении быть самостоятельным и независимым У подростков имеется большой интерес к различным видам трудовой деятельности. Занятия по вышиванию способствуют развитию самостоятельности, образного и логического мышления, заметно усиливается чувство коллективизма, товарищества, дружбы. Категория обучающихся Программа предназначена для обучающихся 7-14 лет. Срок реализации программы Срок реализации программы - 1 год. Режим занятий Занятия проводятся в разновозрастных группах 2 раза в неделю, по 1 часу, 68 часа в год. 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Уровневость Стартовый уровень – развитие творческих способностей обучающихся через формирование мотивации к творческому труду на занятии по программе декоративная вышивка. Базовый уровень – формирование художественного вкуса у обучащихся на занятии декоративная вышивка. Формы обучения Программа предполагает очную форму обучения. Формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуально-групповая. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав - 12 человек. Виды занятий Конкурсы работ, работа индивидуально, в парах, в малых группах, лекция, творческая работа, практикум, мастер-классы. Формы подведения результатов Результаты подводятся в форме выставок работ. Планируемые результаты освоения программы Результаты обучения: - получение знаний об истории, традициях, и видах народного художественного творчества; - овладение различными техниками изготовления изделий декоративного прикладного искусства. Результаты воспитывающей деятельности: - формирование уважительного, толерантного отношения к мнению других людей в процессе коллективного взаимодействия. - формирование бережного отношения к культурному наследию; - формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать собственное решение. Результаты развивающей деятельности: - развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 6 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных задач; - развитие познавательных умений (обозначать проблему и быстро находить варианты ее решения, составлять план действий); - развитие общетрудовых умений (умение творчески подходить к решению разнообразных задач, умение оперативно организовать свою деятельность); - развитие коммуникативных умений и навыков (навык группового общения, умения работать в команде; умение рационально распределять роли в ходе выполнения задания и закреплять зоны ответственности; умение дискутировать и отстаивать свою точку зрения, умение слушать и слышать собеседника, оппонента). 7 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план Количество часов Формы № Название раздела, темы аттестации п/п Всего Теория Практика (контроля) I Вводное занятие 4 4 0 Основные виды швов и их II 10 4 6 назначение 1. Шов «Вперёд иголку» 2 1 1 2. Шов «Назад иголку» 2 1 1 3. Шов «Строчка» 2 1 1 4. Крестообразный шов 4 1 3 Зачет Вышивка крестом. Основные III 13 4 9 правила и приёмы вышивки. Разработка эскиза рисунка. 1. Создание орнамента и 3 1 2 композиции Занятие мастерства. Основные 2. технологические приёмы 2 1 1 выполнения вышивки на ткани 3. Разработка эскиза рисунка 1 0 1 4. Подготовка к работе 1 1 0 Вышивание Зачет, 5. 6 1 5 рисунка(солнышко) выставка История развития IV. художественной вышивки на 10 2 8 Руси Беседа об истории развития Беседа 1. художественной вышивки в 2 1 1 древней Руси. Викторина о силе добра, заложенного в вышитые 2. 2 0 2 Викторина изделия. Мистическое значение вышивки. Рассказ о народных промыслах 3. 2 0 2 Беседа и ремёслах, задействованных в 8 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) создании художественной вышивки. Основные традиционные орнаменты и фигуры нашего 4. края, применяемые в художественной вышивке. Вышивка крестом по готовой V. схеме. Вышивка крестом картины 1. «Райское дерево» по разработанной схеме. Вышивка крестом кроны и 2. ствола дерева Вышивка крестом райских птиц 3. по схеме. ИТОГО 4 1 3 31 3 28 11 1 10 10 1 9 10 1 9 68 17 51 Зачет, выставка СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Раздел 1 Вводное занятие Тема 1 Вводное занятие Теория: Беседа о целях и задачах работы объединения. Тема 2 Правила рабочего человека и гигиена труда Теория: Знакомство с правилами безопасной работы. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ Тема 3 Организация своего рабочего места. Создание словарика терминов. Теория: Общие сведения по организации своего рабочего места. Раздел 2 Основные виды швов и их назначение Тема 4 Классификация ручных швов по их применению ( простые швейные, декоративные, вышивальные швы). Теория: Получение сведений о ручных швах и их назначении на практике. Тема 5 Шов «Вперѐд иголку» Теория: Технология и способы выполнения шва. 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Практика: Вышивание образца с использованием шва. Тема 6 Шов «Назад иголку» Теория: Технология и способы выполнения шва. Практика : Вышивание образца с использованием шва. Тема 7 Крестообразный шов «Козлик». Теория: Технология и способы выполнения шва. Практика: Вышивание образца с использованием шва. Раздел 3 Вышивка крестом. Основные правила и приѐмы вышивки Тема 8 Разработка эскиза рисунка. Создание орнамента и композиции. Теория: Получение общих сведений по разработке рисунка будущей вышивки. Создание эскиза. Практика: Создание орнамента вышивки и перенос рисунка на ткань. Тема 9 Занятие мастерства. Основные технологические приѐмы выполнения вышивки на ткани. Практика: Мастер-класс преподавателя по приѐмам выполнения вышивки на ткани. Раздел 4 История развития художественной вышивки на Руси Тема 10 Беседа об истории развития художественной вышивки в древней Руси. Основные этапы. Теория: Проведение беседы об истории развития вышивки. Тема 11 Викторина о силе добра, заложенного в вышитые изделия. Мистическое значение вышивки. Теория: Проведение викторины по теме. Тема 12 Рассказ о народных промыслах и ремѐслах, задействованных в создании художественной вышивки. Теория: Получение сведений о народных промыслах и ремѐслах, задействованных в создании вышивки. Тема 13 Основные традиционные орнаменты и фигуры нашего края, применяемые в художественной вышивке. Раздел 5 Вышивка крестом по готовой схеме. Разработка схемы на компьютере Тема 14 Вышивка крестом картины «Райское дерево» по разработанной схеме. Практика: Вышивание отдельных элементов картины Тема 15 Вышивка крестом кроны и ствола дерева. 10 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Практика: Вышивание картины по схеме. Тема 16 Вышивка крестом райских птиц по схеме. Практика: Вышивание картины по схеме. 11 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Формы контроля Каждое занятие тематических блоков построено по следующему алгоритму: - повторение основных тегов; - изучение нового материала; - самостоятельная работа учащихся. По итогам усвоения программного материала проводятся зачеты. Для оценки уровня освоения программы учащимися предусмотрено участие обучающихся в выставки работ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально- технические условия реализации программы Все занятия проводятся в оборудованных классах и подготовленных учебных местах. Кадровое обеспечение программы 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Условия реализации программы: - материально-техническое обеспечение – занятия проводятся в здании МБОУ СОШ №1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. - информационное обеспечение – место для работы с обучающимися, парты, стулья, доска, компьютер, колонки. - кадровое обеспечение-организация: МБОУ СОШ №1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В.; должность: педагог дополнительного образования Якимова Александра Сергеевна; закончила: «Северный педагогический колледж» г. Серов; образование: среднее профессиональное, специальность: 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». 12 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 Месяц День недели Сентяб Понедельник, рь вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Октябр Понедельник, ь вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Ноябрь Понедельник, Время прове дения занят ий Форма занятий Теория, Колво часов Тема занятий 4 Место проведения Форма контроля Кабинет № Фронтальный опрос Вводное занятие Теория Практика Теория Практика Теория Практика Теория Практика 1 1 1 1 1 5 1 3 Шов «Вперёд иголку» Кабинет № Шов «Назад иголку» Кабинет № Шов «Строчка» Кабинет № Крестообразный шов Кабинет № Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Зачет Теория, 1 Разработка эскиза рисунка. Кабинет № Фронталь- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 7 8 9 10 11 вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Декабр Понедельник, ь вторник практика 2 Создание орнамента и композиции ный опрос Теория Практика 1 2 Занятие мастерства. Основные технологические приёмы выполнения вышивки на ткани Кабинет № Фронтальный опрос Практика 1 Разработка эскиза рисунка Кабинет № Фронтальный опрос Понедельник, вторник Понедельник, вторник Январь Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Теория, 1 Подготовка к работе Кабинет № Теория, практика Практика 1 1 4 Вышивание рисунка(солнышко) Вышивание рисунка(солнышко) Кабинет № Фронтальный опрос Выставка Кабинет № Фронтальный опрос 14 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 12 Понедельник, вторник Феврал Понедельник, ь вторник Теория Практика 1 1 13 Понедельник, вторник Практика 2 14 Понедельник, вторник Практика 2 Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Теория Практика 1 3 Теория Практика 1 10 Апрель Понедельник, вторник Теория, практика 15 16 28 Март 1 9 Беседа об истории развития художественной вышивки в древней Руси. Викторина о силе добра, заложенного в вышитые изделия. Мистическое значение вышивки. Рассказ о народных промыслах и ремёслах, задействованных в создании художественной вышивки. Основные традиционные орнаменты и фигуры нашего края, применяемые в художественной вышивке. Вышивка крестом картины «Райское дерево» по разработанной схеме. Вышивка крестом кроны и ствола дерева Кабинет № Фронтальный опрос Кабинет № Фронтальный опрос Кабинет № Выставка Кабинет № Фронтальный опрос Кабинет № Зачет Кабинет № 15 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 29 Май Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Понедельник, вторник Теория Практика 1 9 Вышивка крестом райских птиц по схеме. Кабинет № 16 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по знаниям швов и технике работы вышивания. Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева И.А. Энциклопедия. Шитьѐ и рукоделие/ И.А. Андреева, А.Л. Грекулова, А.А. Загребаева, Н.П. Кондратьева. - 2-е изд. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2012. – 288 с. 2. Cашко, Л. Зимушка-зима/ Л. Сашко // Народное творчество. - 2012.-№ 6.С.1-3 3. Серякова, Т. Фантазия из ниток/ Т. Серякова // Юный художник. 2012.-№10.- с.5-7. 4. Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. –М.: АРКТИ, 2015. -32 с., ил. – (Мастерилка). 5. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. – М.: Эксмо, 2012. 6. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырѐхлетней начальной школы. Под ред. Б.И. Фоминых. – М.: Просвещение, 2012. 7. Журналы «Вышиваю крестиком»,- М., ООО «Медиа – С», 2007-2014. 8. Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2017. 9.Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2016. 10. Мара Антоначчо. Вышиваем крестом.2011. 11. Е.А.Каминская. Вышивка крестом.2013. 12. Е.А.Каминская. Вышитые картины.2012. 13. Компьютерная программа «Вышивка крестом», 2012 18