_13. ДООП Декоративная вышивка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» августа 2021 г.
Протокол № 3

Утверждена
приказом от 01.09.2021 № 297
«Об утверждении дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Декоративная вышивка»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7 – 14 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Якимова Александра Сергеевна,
педагог дополнительного образования

пгт Сосьва, 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Показатель
Нормативное обоснование
Основные
статьи 2, 12 и 75 Закона № 273-ФЗ
характеристики
программы
Порядок
статьи 12, 47 и 75 Закона № 273-ФЗ
проектирования
Условия реализации

– пункты 1–3 и 9 статьи 13, пункты 1, 5 и 6 статьи
14, статьи 15, 16, 33, 34 и 75 Закона № 273-ФЗ;
– СанПиН 2.4.4.3172-14
Содержание программ – пункты 9, 22, 23, 25 статьи 2, пункт 5 статьи 12,
пункты 1 и 4 статьи 75 Закона № 273-ФЗ;
– приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196;
– Концепция развития дополнительного образования
детей, утв. распоряжением Правительства от
04.09.2014 № 1726-р
Организация
– статьи 15, 16, 17 и 75 Закона № 273-ФЗ;
образовательного
– приказ Минпросвещения № 196;
процесса
– СанПиН 2.4.4.3172-14

Образовательная программа «Декоративное вышивание», являясь
прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на
овладение обучающимися основными приемами вышивания. Обучение по
данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и
духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и
профессионального самоопределения, развития познавательной активности и
творческой самореализации обучающихся.
Данная программа направлена на художественное воспитание ребенка,
обогащение его духовного мира и развитие художественно-творческого
потенциала личности.

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Актуальность программы
Вышивание - старейший и распространенный вид декоративноприкладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений,
свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что
искусство вышивания было знакомо людям далекого прошлого. Издревле
вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода.
Вышиванием занимались почти всегда исключительно женщины. Для
матери и хозяйки - это был наиболее доступный вид прикладного творчества,
в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой
деятельности с пользой для семьи и дома.
Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существуют
целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В наши
дни этот вид декоративно - прикладного искусства продолжает развиваться
на основе старинных вышивок и завоевывает все большую популярность.
Приобщение подрастающего поколения к вышиванию является значимой
частицей трудового обучения и воспитания. Вышивание развивает фантазию,
художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое
понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость,
аккуратность; приносит ни с чем не сравнимую радость и доставляет
удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого труда.
Педагогическая целесообразность программы
Умение вышивать очень кропотливый и в то же время захватывающий
процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для
них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность
выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в
трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще
недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на
всестороннее развитие ребенка.
Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по
вышиванию, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор
ребенка о народных традициях и праздниках, их современной
направленности, дается возможность проявить творческие способности
обучающегося.
За время обучения у детей формируется осознание необходимости
думать и понимать, а не просто повторять определенные движения. И,
3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у обучающихся
художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически
красивого.
Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные
движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в
частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие
речи и умственное развитие в целом.
На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до
конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение
уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний
и умений в искусстве бисероплетения.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование навыков владения различных видов
художественной вышивки в соответствии с изделиями, эстетического вкуса,
знакомство с профессией вышивальщицы, художника-оформителя,
дизайнера, развитие личности воспитанника на примере огромной духовной
ценности изделий народных мастеров, самостоятельности, творческой
инициативы индивидуальных дарований на основе его художественноэстетической деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
- формирование необходимых навыков и знаний технологий выполнения
различных видов вышивки: простейшим, украшающим, гладьевым швам,
счётной вышивке;
- формировавие знаний по основам композиции, цветоведения и
материаловедения.
Воспитательные:
- формирование интереса к культуре, истокам народного творчества;
- формирование умения доведения начатого дела до конца;
- формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать
собственное решение;
- формирование трудолюбия, терпения, усидчивость, выносливости,
внимательности;
- формирование
духовно-нравственных, гражданско-патриотических
ценностей обучающихся.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук;
4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

- формирование образного мышления, фантазии, творческих способностей,
внимания;
- формирование навыков общения и умений совместной деятельности.
Адресат программы
Программа по «Декоративная вышивка» предназначена для, младшего и
среднего школьного возраста. Младшие школьники охотно принимают
участие в самообслуживании, всегда готовы что-нибудь мастерить. В их
среде укрепляется дружба и товарищество. У детей развивается мышечная
система, совершенствуется мелкая мускулатура рук. Дети все более
овладевают движениями. Именно в этом возрасте у детей вырабатывается
наиболее стойкий интерес к занятиям по вышивке, развивается умение
анализировать предметы, развиваются самостоятельность мышления,
творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности:
аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
Средний школьный возраст принято называть переходным возрастом. В
этом возрасте повышается интенсивность и жизнедеятельность организма.
Изменения происходят в общем психологическом складе и характере
подростка, выражающиеся в стремлении быть самостоятельным и
независимым
У подростков имеется большой интерес к различным видам трудовой
деятельности.
Занятия
по
вышиванию
способствуют
развитию
самостоятельности, образного и логического мышления, заметно усиливается
чувство коллективизма, товарищества, дружбы.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 7-14 лет.
Срок реализации программы
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся в разновозрастных группах 2 раза в неделю, по 1
часу, 68 часа в год.

5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Уровневость
Стартовый уровень – развитие творческих способностей обучающихся
через формирование мотивации к творческому труду на занятии по
программе декоративная вышивка.
Базовый уровень – формирование художественного вкуса у
обучащихся на занятии декоративная вышивка.
Формы обучения
Программа предполагает очную форму обучения.
Формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав - 12
человек.
Виды занятий
Конкурсы работ, работа индивидуально, в парах, в малых группах,
лекция, творческая работа, практикум, мастер-классы.
Формы подведения результатов
Результаты подводятся в форме выставок работ.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты обучения:
- получение знаний об истории, традициях, и видах народного
художественного творчества;
- овладение различными техниками изготовления изделий декоративного
прикладного искусства.
Результаты воспитывающей деятельности:
- формирование уважительного, толерантного отношения к мнению других
людей в процессе коллективного взаимодействия.
- формирование бережного отношения к культурному наследию;
- формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать
собственное решение.
Результаты развивающей деятельности:
- развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей
6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами;
активное
использование
речевых
средств
информации
и
коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных
задач;
- развитие познавательных умений (обозначать проблему и быстро находить
варианты ее решения, составлять план действий);
- развитие общетрудовых умений (умение творчески подходить к решению
разнообразных задач, умение оперативно организовать свою деятельность);
- развитие коммуникативных умений и навыков (навык группового общения,
умения работать в команде; умение рационально распределять роли в ходе
выполнения задания и закреплять зоны ответственности; умение
дискутировать и отстаивать свою точку зрения, умение слушать и слышать
собеседника, оппонента).

7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Количество часов
Формы
№
Название раздела, темы
аттестации
п/п
Всего Теория Практика
(контроля)
I Вводное занятие
4
4
0
Основные виды швов и их
II
10
4
6
назначение
1. Шов «Вперёд иголку»
2
1
1
2. Шов «Назад иголку»
2
1
1
3. Шов «Строчка»
2
1
1
4. Крестообразный шов
4
1
3
Зачет
Вышивка крестом. Основные
III
13
4
9
правила и приёмы вышивки.
Разработка эскиза рисунка.
1. Создание орнамента и
3
1
2
композиции
Занятие мастерства. Основные
2. технологические приёмы
2
1
1
выполнения вышивки на ткани
3. Разработка эскиза рисунка
1
0
1
4. Подготовка к работе
1
1
0
Вышивание
Зачет,
5.
6
1
5
рисунка(солнышко)
выставка
История развития
IV. художественной вышивки на
10
2
8
Руси
Беседа об истории развития
Беседа
1. художественной вышивки в
2
1
1
древней Руси.
Викторина о силе добра,
заложенного в вышитые
2.
2
0
2
Викторина
изделия. Мистическое значение
вышивки.
Рассказ о народных промыслах
3.
2
0
2
Беседа
и ремёслах, задействованных в
8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

создании художественной
вышивки.
Основные традиционные
орнаменты и фигуры нашего
4.
края, применяемые в
художественной вышивке.
Вышивка крестом по готовой
V.
схеме.
Вышивка крестом картины
1. «Райское дерево» по
разработанной схеме.
Вышивка крестом кроны и
2.
ствола дерева
Вышивка крестом райских птиц
3.
по схеме.
ИТОГО

4

1

3

31

3

28

11

1

10

10

1

9

10

1

9

68

17

51

Зачет,
выставка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Раздел 1 Вводное занятие
Тема 1 Вводное занятие
Теория: Беседа о целях и задачах работы объединения.
Тема 2 Правила рабочего человека и гигиена труда
Теория: Знакомство с правилами безопасной работы. Вводный
инструктаж по ОТ и ТБ
Тема 3 Организация своего рабочего места. Создание словарика
терминов.
Теория: Общие сведения по организации своего рабочего места.
Раздел 2 Основные виды швов и их назначение
Тема 4 Классификация ручных швов по их применению
( простые швейные, декоративные, вышивальные швы).
Теория: Получение сведений о ручных швах и их назначении на
практике.
Тема 5 Шов «Вперѐд иголку»
Теория: Технология и способы выполнения шва.
9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Практика: Вышивание образца с использованием шва.
Тема 6 Шов «Назад иголку»
Теория: Технология и способы выполнения шва.
Практика : Вышивание образца с использованием шва.
Тема 7 Крестообразный шов «Козлик».
Теория: Технология и способы выполнения шва.
Практика: Вышивание образца с использованием шва.
Раздел 3 Вышивка крестом. Основные правила и приѐмы вышивки
Тема 8 Разработка эскиза рисунка. Создание орнамента и композиции.
Теория: Получение общих сведений по разработке рисунка
будущей вышивки. Создание эскиза.
Практика: Создание орнамента вышивки и перенос рисунка на
ткань.
Тема 9 Занятие мастерства. Основные технологические приѐмы
выполнения
вышивки на ткани.
Практика: Мастер-класс преподавателя по приѐмам выполнения
вышивки на ткани.
Раздел 4 История развития художественной вышивки на Руси
Тема 10 Беседа об истории развития художественной вышивки в
древней
Руси. Основные этапы.
Теория: Проведение беседы об истории развития вышивки.
Тема 11 Викторина о силе добра, заложенного в вышитые изделия.
Мистическое значение вышивки.
Теория: Проведение викторины по теме.
Тема 12 Рассказ о народных промыслах и ремѐслах, задействованных в
создании художественной вышивки.
Теория: Получение сведений о народных промыслах и ремѐслах,
задействованных в создании вышивки.
Тема 13 Основные традиционные орнаменты и фигуры нашего края,
применяемые в художественной вышивке.
Раздел 5 Вышивка крестом по готовой схеме. Разработка схемы на
компьютере
Тема 14 Вышивка крестом картины «Райское дерево» по разработанной
схеме.
Практика: Вышивание отдельных элементов картины
Тема 15 Вышивка крестом кроны и ствола дерева.
10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Практика: Вышивание картины по схеме.
Тема 16 Вышивка крестом райских птиц по схеме.
Практика: Вышивание картины по схеме.

11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Формы контроля
Каждое занятие тематических блоков построено по следующему
алгоритму:
- повторение основных тегов;
- изучение нового материала;
- самостоятельная работа учащихся.
По итогам усвоения программного материала проводятся зачеты.
Для оценки уровня освоения программы учащимися предусмотрено
участие обучающихся в выставки работ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально- технические условия реализации программы
Все занятия проводятся в оборудованных классах и подготовленных
учебных местах.
Кадровое обеспечение программы
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение – занятия проводятся в
здании МБОУ СОШ №1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации
Романова В.В.
- информационное обеспечение – место для работы с обучающимися,
парты, стулья, доска, компьютер, колонки.
- кадровое обеспечение-организация: МБОУ СОШ №1 р.п. Сосьва им. Героя
Российской Федерации Романова В.В.; должность: педагог дополнительного
образования Якимова Александра Сергеевна; закончила: «Северный
педагогический колледж» г. Серов; образование: среднее профессиональное,
специальность: 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном
образовании».

12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Календарный учебный график

№
п/п
1

2
3
4
5

6

Месяц

День недели

Сентяб Понедельник,
рь
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Октябр Понедельник,
ь
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Ноябрь Понедельник,

Время
прове
дения
занят
ий

Форма
занятий
Теория,

Колво
часов

Тема занятий

4

Место
проведения

Форма
контроля

Кабинет №

Фронтальный опрос

Вводное занятие
Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика

1
1
1
1
1
5
1
3

Шов «Вперёд иголку»

Кабинет №

Шов «Назад иголку»

Кабинет №

Шов «Строчка»

Кабинет №

Крестообразный шов

Кабинет №

Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Зачет

Теория,

1

Разработка эскиза рисунка.

Кабинет №

Фронталь-

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

7

8

9
10
11

вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Декабр Понедельник,
ь
вторник

практика

2

Создание орнамента и
композиции

ный опрос

Теория
Практика

1
2

Занятие мастерства.
Основные технологические
приёмы выполнения
вышивки на ткани

Кабинет №

Фронтальный опрос

Практика

1

Разработка эскиза рисунка

Кабинет №

Фронтальный опрос

Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Январь Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник

Теория,

1

Подготовка к работе

Кабинет №

Теория,
практика
Практика

1
1
4

Вышивание
рисунка(солнышко)
Вышивание
рисунка(солнышко)

Кабинет №

Фронтальный опрос
Выставка

Кабинет №

Фронтальный опрос

14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

12

Понедельник,
вторник
Феврал Понедельник,
ь
вторник

Теория
Практика

1
1

13

Понедельник,
вторник

Практика

2

14

Понедельник,
вторник

Практика

2

Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник

Теория
Практика

1
3

Теория
Практика

1
10

Апрель Понедельник,
вторник

Теория,
практика

15

16

28

Март

1
9

Беседа об истории развития
художественной вышивки в
древней Руси.
Викторина о силе добра,
заложенного в вышитые
изделия. Мистическое
значение вышивки.
Рассказ о народных
промыслах и ремёслах,
задействованных в создании
художественной вышивки.
Основные традиционные
орнаменты и фигуры нашего
края, применяемые в
художественной вышивке.

Вышивка крестом картины
«Райское дерево» по
разработанной схеме.
Вышивка крестом кроны и
ствола дерева

Кабинет №

Фронтальный опрос

Кабинет №

Фронтальный опрос

Кабинет №

Выставка

Кабинет №

Фронтальный опрос

Кабинет №

Зачет

Кабинет №
15

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

29

Май

Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник
Понедельник,
вторник

Теория
Практика

1
9

Вышивка крестом райских
птиц по схеме.

Кабинет №

16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЙ
МАТЕРИАЛ
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию
результатов обучения детей. В начале года проводится входное
тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего
контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в
полгода зачетное занятие - по знаниям швов и технике работы вышивания.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет
в форме учебного тестирования. Итоговый контроль проводится с целью
определения степени достижения результатов обучения и получения
сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева И.А. Энциклопедия. Шитьѐ и рукоделие/ И.А. Андреева,
А.Л. Грекулова, А.А. Загребаева, Н.П. Кондратьева. - 2-е изд. - М.: Научное
издательство «Большая Российская энциклопедия»,2012. – 288 с.
2. Cашко, Л. Зимушка-зима/ Л. Сашко // Народное творчество. - 2012.-№
6.С.1-3
3. Серякова, Т. Фантазия из ниток/ Т. Серякова // Юный художник.
2012.-№10.- с.5-7.
4. Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В.
Белошистая, О.Г. Жукова. –М.: АРКТИ, 2015. -32 с., ил. – (Мастерилка).
5. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. – М.: Эксмо, 2012.
6. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырѐхлетней начальной
школы. Под ред. Б.И. Фоминых. – М.: Просвещение, 2012.
7. Журналы «Вышиваю крестиком»,- М., ООО «Медиа – С», 2007-2014.
8. Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2017.
9.Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс,
2016.
10. Мара Антоначчо. Вышиваем крестом.2011.
11. Е.А.Каминская. Вышивка крестом.2013.
12. Е.А.Каминская. Вышитые картины.2012.
13. Компьютерная программа «Вышивка крестом», 2012

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».