Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Бисероплетение» НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ Уровень: базовый Возраст обучающихся: 7 – 14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Якимова Александра Сергеевна, педагог дополнительного образования пгт Сосьва, 2021 ФИО педагога, телефон, cool1s@mail.ru Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Пояснительная записка Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Показатель Нормативное обоснование Основные статьи 2, 12 и 75 Закона № 273-ФЗ характеристики программы Порядок статьи 12, 47 и 75 Закона № 273-ФЗ проектирования Условия реализации – пункты 1–3 и 9 статьи 13, пункты 1, 5 и 6 статьи 14, статьи 15, 16, 33, 34 и 75 Закона № 273-ФЗ; – СанПиН 2.4.4.3172-14 Содержание программ – пункты 9, 22, 23, 25 статьи 2, пункт 5 статьи 12, пункты 1 и 4 статьи 75 Закона № 273-ФЗ; – приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196; – Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р Организация – статьи 15, 16, 17 и 75 Закона № 273-ФЗ; образовательного – приказ Минпросвещения № 196; процесса – СанПиН 2.4.4.3172-14 Образовательная программа «Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Данная программа направлена на художественное воспитание ребенка, обогащение его духовного мира и развитие художественно-творческого потенциала личности. 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Актуальность программы Бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя и предметы быта, человек рассказывает тем самым о себе – о своем характере, привычках, вкусах, навыках и предпочтениях. Поэтому главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека. Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления обучающихся. Процесс обучения тесно связан с изучением не только народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа, но и современных направлений развития искусства бисероплетения. Систематическое освоение художественного наследия помогает обучающимся осознать искусство как духовную летопись человечества, а современная направленность дает ребенку быть в курсе происходящих изменений в мире искусства. В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности, такие как: - трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся; - оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой; - эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают способность радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей; - общительность, так как дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить чувство радости от общения друг с другом и интерес к жизни других людей; - внимательность, потому что, занимаясь бисероплетением, обучающимся необходимо большое усердие и внимание при работе; - хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта. 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Педагогическая целесообразность программы Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося. За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у обучающихся художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом. На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Цель и задачи программы Цель программы: формирование и развитие самореализации личности ребенка, раскрытия творческого потенциала посредством создания уникальных изделий из бисера. Задачи программы Обучающие: - овладение практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий из бисера; - формировавие знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения. 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Воспитательные: - формирование интереса к культуре, истокам народного творчества; - формирование умения доведения начатого дела до конца; - формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать собственное решение; - формирование трудолюбия, терпения, усидчивость, выносливости, внимательности; - формирование духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся. Развивающие: - развитие мелкой моторики рук; - формирование образного мышления, фантазии, творческих способностей, внимания; - формирование навыков общения и умений совместной деятельности. Адресат программы Программа по «Бисероплетению» предназначена для, младшего и среднего школьного возраста. Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда готовы что-нибудь мастерить. В их среде укрепляется дружба и товарищество. У детей развивается мышечная система, совершенствуется мелкая мускулатура рук. Дети все более овладевают движениями. Именно в этом возрасте у детей вырабатывается наиболее стойкий интерес к занятиям по бисероплетению, развивается умение анализировать предметы, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели. Средний школьный возраст принято называть переходным возрастом. В этом возрасте повышается интенсивность и жизнедеятельность организма. Изменения происходят в общем психологическом складе и характере подростка, выражающиеся в стремлении быть самостоятельным и независимым У подростков имеется большой интерес к различным видам трудовой деятельности. Занятия бисероплетения способствуют развитию самостоятельности, образного и логического мышления, заметно усиливается чувство коллективизма, товарищества, дружбы. 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Категория обучающихся Программа предназначена для обучающихся 7-14 лет. Срок реализации программы Срок реализации программы - 1 год. Режим занятий Занятия проводятся в разновозрастных группах 2 раза в неделю, по 1 часу, 68 часа в год. Уровневость Стартовый уровень – развитие творческих способностей обучающихся через формирование мотивации к творческому труду на занятии по программе бисероплетение. Базовый уровень – формирование художественного вкуса у обучащихся на занятии бисероплетении. Формы обучения Программа предполагает очную форму обучения. Формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуально-групповая, круговая. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав - 15 человек. Виды занятий Конкурсы работ, работа индивидуально, в парах, в малых группах, лекция, творческая работа, практикум, мастер-классы. Формы подведения результатов Результаты подводятся в форме выставок работ. 6 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Планируемые результаты освоения программы Результаты обучения: - получение знаний об истории, традициях, и видах народного художественного творчества; - овладение различными техниками изготовления изделий декоративного прикладного искусства. Результаты воспитывающей деятельности: - формирование уважительного, толерантного отношения к мнению других людей в процессе коллективного взаимодействия. - формирование бережного отношения к культурному наследию; - формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать собственное решение. Результаты развивающей деятельности: - развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных задач; - развитие познавательных умений (обозначать проблему и быстро находить варианты ее решения, составлять план действий); - развитие общетрудовых умений (умение творчески подходить к решению разнообразных задач, умение оперативно организовать свою деятельность); - развитие коммуникативных умений и навыков (навык группового общения, умения работать в команде; умение рационально распределять роли в ходе выполнения задания и закреплять зоны ответственности; умение дискутировать и отстаивать свою точку зрения, умение слушать и слышать собеседника, оппонента). 7 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № п/п I II 1. 2. 3. 4. III 1. 2. 3. 4. 5. IV. 1. 2. 3. 4. V. 1. 2. 3. Учебный (тематический) план Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Вводное занятие Плоское параллельное плетение. Насекомые Мотылек Стрекоза Бабочка Оса Плоское параллельное плетение. Цветы Незабудки Ромашки Розы Фиалки Панно «Цветочная поляна» Объемное параллельное плетение Мышка Паучок Змейка В мире животных Петельное низание. Сакура Веточки Сборка Декорирование ИТОГО 2 2 0 20 4 16 4 5 6 5 1 1 1 1 3 4 5 4 21 5 16 4 4 4 4 1 1 1 1 3 3 3 3 5 1 4 10 3 7 3 3 3 1 15 7 3 1 1 1 0 3 1 1 2 2 2 1 12 6 2 5 1 4 68 17 51 Формы аттестации (контроля) Зачет Зачет, выставка Выставка Зачет, выставка 8 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Раздел 1. Вводное занятие (2 часа). Задачи: - ознакомить с программой обучения; - вызвать интерес к искусству бисероплетения и желание заниматься этим рукоделием; - сформировать первоначальные знания о материалах и инструментах, с которыми необходимо будет работать; - провести инструктаж по технике безопасности. Содержание: Знакомство с программой обучения. Беседа на тему «История возникновения бисероплетения». Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми для работы. Их основные свойства и качества. Организация рабочего места. Правильное положение тела во время работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами и иглами. Правила дорожного движения и пожарной безопасности. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Диагностическая беседа с целью выявления первоначальных знаний, умений и навыков. Раздел 2. Плоское параллельное плетение (20 часов). 3.1. Тема «Насекомые». Теория: Знакомство с плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Беседа на тему «Способы закрепления и наращивания проволоки». Повторение общих сведений о бисере (размере, форме, цвета, материал). Практика: Выполнение насекомых (мотылек, стрекоза, бабочка, оса) в технике плоского параллельного плетения. Материалы: бисер, проволока. Раздел 3. Плоское параллельное плетение (21 часов). 3.2. Тема «Цветы». Теория: Продолжение обучению параллельному плетению. Выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Декоративное панно». Повторение основ цветоведения. Практика: Выполнение цветов (незабудки, ромашка,роза,фиалка) в технике плоского параллельного плетения. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление панно 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) «Цветочная поляна» из выполненных в технике параллельного плетения изделий. Прикрепление элементов композиции к основе. Материалы: бисер, проволока, цветной картон, лоскуты ткани, нитки. Раздел 4. Объемное параллельное плетение (10 часов). 4.1. Тема «Мышка». Теория: Продолжение обучению параллельному плетению с приданием объема изделию из бисера. Техника двойного соединения. Правила выполнения объемных миниатюр на проволоке. Продолжение выполнения работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Изделия из бисера». Повторение основных свойств материалов и инструментов, необходимых для работы. Практика: Выполнение мышки в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия. Материалы: бисер, проволока. 4.2. Тема «Паучок». Теория: Изучение особенностей объемного параллельного плетения. Продолжение выполнения работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Игрушки из бисера». Повторение сведений о цветовом круге. Практика: Выполнение паучка в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия. Материалы: бисер, проволока. 4.3. Тема «Змейка». Теория: Изучение особенностей объемного параллельного плетения. Самостоятельное выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Украшения из бисера». Повторение материала о теплых и холодных цветах. Практика: Выполнение змейки в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия. Материалы: бисер, проволока. 4.4. Тема «В мире животных». Теория: Схема любого животного на выбор обучающегося. Повторение материала о цветовом контрасте. Тест «Объемные игрушки». Практика: Самостоятельное выполнение изделия в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия. Материалы: бисер, проволока. Раздел 5. Петельное низание (15 часов). 5.1. Тема «Сакура». 10 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Теория: Продолжение обучению петельному низанию. Демонстрация фотографий деревьев из бисера, выполненных методом низания петлями. Понятие «сакура». Выполнение работы новым способом плетения с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Декорирование деревьев из бисера». Новый способ декорирования ствола – шпаклевание, лакирование. Шпатлевка, ее виды. Лак, его виды. Практика: Выполнение элементов (веточек) сакуры методом низания петлями. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление сакуры на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком). Материалы: бисер, проволока, шпаклевка, краски, лак. Формы контроля Каждое занятие тематических блоков построено по следующему алгоритму: - повторение основных тегов; - изучение нового материала; - самостоятельная работа учащихся. По итогам усвоения программного материала проводятся зачеты. Для оценки уровня освоения программы учащимися предусмотрено участие обучающихся в выставки работ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально- технические условия реализации программы Все занятия проводятся в оборудованных классах и подготовленных учебных местах. Кадровое обеспечение программы 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Условия реализации программы: - материально-техническое обеспечение – занятия проводятся в здании МБОУ СОШ №1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. - информационное обеспечение – место для работы с обучающимися, парты, стулья, доска, компьютер, колонки. - кадровое обеспечение-организация: МБОУ СОШ №1 р.п. Сосьва им. Героя 11 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Российской Федерации Романова В.В.; должность: педагог дополнительного образования Якимова Александра Сергеевна; закончила: «Северный педагогический колледж» г. Серов; образование: среднее профессиональное, специальность: 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». 12 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Месяц День недели Сентяб Среда, четверг рь Среда, четверг Среда, четверг Среда, четверг Среда, четверг Октябр Среда, четверг ь Среда, четверг Среда, четверг Ноябрь Среда, четверг Среда, четверг Среда, четверг Среда Декабр Среда, четверг ь Среда, четверг Среда, четверг Среда, четверг ФИО педагога, телефон, cool1s@mail.ru Время прове дения занят ий Форма занятий Колво часов Тема занятий Место проведения Кабинет № Форма контроля Теория, 2 Вводное занятие Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Теория Практика Теория Практика Теория Практика 1 3 1 4 1 5 Мотылек Кабинет № Стрекоза Кабинет № Бабочка Кабинет № Теория Практика 1 4 Оса Кабинет № Зачет Теория, практика Теория Практика 1 3 1 3 Незабудки Кабинет № Ромашки Кабинет № Фронтальный опрос Фронтальный опрос Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) Среда, четверг 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Январь Среда, четверг Среда, четверг Среда, четверг Среда, четверг Феврал Среда, четверг ь Среда Четверг, среда, четверг Среда, четверг, среда Март Четверг Среда, четверг Среда, четверг Среда, четверг Среда, четверг Апрель Среда, четверг Среда, четверг 28 29 Май Среда, четверг Теория Практика 1 3 Розы Кабинет № Фронтальный опрос Теория, практика Теория, практика Теория Практика Теория Практика Теория Практика Практика Теория Практика 1 3 1 4 1 2 1 2 1 2 1 1 6 Фиалки Кабинет № Панно «Цветочная поляна» Кабинет № Фронтальный опрос Выставка Мышка Кабинет № Паучок Кабинет № Змейка Кабинет № В мире животных Веточки(сакура) Кабинет № Кабинет № Теория Практика Теория, практика Практика 1 2 1 4 2 Сборка Кабинет № Декорирование Кабинет № Декорирование Кабинет № Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Выставка Фронтальный опрос Зачет 14 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по знанию о работе с бисером. Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения. ФИО педагога, телефон, cool1s@mail.ru Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Валеев Г.Х. Методология и методы психологопедагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 - 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с. 2. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально культурной деятельности» / Тамбов, 2004. 3. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с. 4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование) Литература для детей: 1. Анистратова А.А. Поделки из бисера - « Оникс» , 2011. 2. Ануфриева М.Я. Искусство бисерного плетения. Культура и традиции, 2004. 3. Артамонова Е.В. Украшения и сувениры из бисера ЗАО ЭКСМОПресс, 1999. 4. Аполозова Л. Бисероплетение, -М Культура и традиции, 1997. 5. Бисер// « Лена – рукоделие», 2002, №2 6. Белякова О.В. «Оригинальные поделки из бисера» -Ростов н/Д: Владис, 2010 7. Божко Л.А. Бисер, - М. Мартин, 2003. 8. Божко Л.А. Бисерное плетение для начинающих»- Астрель: АСТ, 2011 9. Вдовиченко В.П. « Забавные фигурки» – Издание Семейного Досуга,2011. 10. Зайцева Н.К. Украшения, кулоны. -М: АСТ- ПРЕСС, 2000. 11. Ингрид Морас «Забавные животные из бисера» - Мир книги, 2011. 16 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Сосьва им. Героя Российской Федерации Романова В.В. (МБОУ СОШ № 1 р.п. Сосьва им. Героя РФ Романова В.В.) 12. Изабель Кассап – Селье «Объемные фигурки из бисера» издательская группа « Контэнт» 2009 год. 13. Крутик Е.А. Удивительный бисер. Забавные фигурки, «Клуб семейного досуга», 2011. 14. Полянская А.И. Изделия из бисера – М:АСТ – Харьков,2006. Интересные сайты: 1. http:// www.biserland.ru- сайт «Бисероплетение» 2. http: //bicer.ucoz.ru- сайт «Бисер и рукоделие» 3. http: // acus.msk.ru- сайт «АCUS» 17