Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Топотушки» Направленность: физкультурно-спортивная, художественная Уровень: базовый Возраст обучающихся: 7-10 лет. Срок реализации: 1 год Автор составитель: Валенвейн Екатерина Викторовна, педагог дополнительного образования п. г. т. Сосьва 2021 Валенвейн Екатерина Викторовна 89086316759 Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цель и задачи 3. Содержание программы 4. Организационно-педагогические условия 5. Формы аттестации и контроля 6. Список литературы Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Содержание программы направлено на создание условий для развития двигательной и эмоциональной активности личности ребенка младшего школьного возраста и его мотивации к познанию и творчеству. Для детей этого возраста роль движения трудно переоценить. Именно в этот период своего развития ребенок активен, подвижен, любит двигаться в такт музыке в заданном ритме и эмоционально откликается на выраженные в танцевальных образах чувства и настроения. Таким образом, возраст от 6 до 9 лет является наиболее благоприятным периодом развития личностных качеств ребенка. На занятиях танцами увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной системы. Актуальность Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства, позволяющее решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, формирует его художественное «я», что имеет особое значение для дошкольников, когда формируется личностный базис ребенка. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. В танцевально-музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содержания хореографического искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, танцевальных, музыкальных и творческих способностей, а также при условии применения высокохудожественного репертуара - развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и жизни. Новизна образовательной программы заключается в применении в содержании игровых технологий, направленных на формирование у детей интегративных качеств. Адресат Возраст и психофизические особенности реализации программы детей, участвующих в Возраст 7-10 лет - самый благоприятный период для развития общей одаренности и имеющихся способностей (умственных, художественных, музыкальных, двигательных). У ребенка начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. Ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми. В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети делают самостоятельные суждения, высказывают свое мнение. Часто дети в этом возрасте любят игры - «угадайки» (например, они могут отгадывать животное, которое изобразили ему старшие) В возрасте 7-8 лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Появляются новые качества и потребности: детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. В процессе взаимодействия с внешним миром школьник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у школьников способности самостоятельных решений У детей 8 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Изменения в сознании характеризуются способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Развитие и усложнение преобразований в личности ребенка создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является чувствительным. Программный материал ориентирован на занятия с детьми в группах одного возраста по 10-12 человек, без какого- либо отбора, не зависит от наличия у них природных и специальных физических данных. В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября по май включительно. Форма, режим, структура и виды занятий Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. 2 класс 34 часа; 4 класс 34 часа Всего: 68 занятий на протяжении 1 года обучения. Основная форма работы – обучающие и развивающие занятия в группах. Число занимающихся детей в каждой группе в среднем – 12 человек. Виды занятий: Учебно-игровое, сюжетно - тематическое, интегрированное, театрализованное. Перечень форм подведения итогов реализации ДОП открытые занятия; проведение тематических праздников; концерт в конце года; метод педагогических наблюдений; метод психологического сопровождения. К концу первого года обучения воспитанник: проявляет интерес и желание заниматься ритмикой и танцами; обладает навыками и умениями несложных ритмических, танцевальных, пластических комбинаций и танцев с помощью педагога; эмоционально откликается и воспринимает музыкальные примеры и детские песенки; передает мимикой и движениями образы сказочных героев, природы, животных, настроения с помощью педагога; проявляет инициативу в музыкально – пространственных играх и упражнениях; имеет опыт общения в группе на занятиях, на празднике, на концерте; усвоил правила поведения в группе, с педагогом, правила музыкально-танцевальных игр; Цель и задачи программы Цель программы: развитие интегративных качеств школьников через овладение основами ритмики и хореографии. Основные задачи программы в области развития: развивать двигательные физические качества: гибкость, ловкость, точность, пластичность и умение координировать движения; прививать культуру тела и движения; формировать ценностные ориентации: развивать музыкальный, танцевальный кругозор и познавательный интерес к искусству танца и музыки; тренировать и развивать психические процессы эмоциональной сферы: умения выражать свои эмоции в танцевальных образах, мимике и пантомиме, эмоционально воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание; развивать творческий потенциал ребенка, навыки самовыражения через анализ характера образа в музыке и пластике, способность к фантазии и импровизации; развивать работоспособность, выносливость, активность, чувство коллективизма; в области воспитания: формировать исполнительскую культуру, умения ребенка взаимодействовать со сверстниками и педагогом на занятиях, праздниках, концертах, чувство взаимопомощи и «ансамбля»; в области обучения знакомить с различными танцевальными жанрами: классический, русский народный, современный через обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений; активизировать желание участвовать в творческих заданиях, музыкально - пространственных играх, праздниках и концертах. Учебно-тематический план (первый этап, 1-й год обучения, средний школьный возраст 7-8 лет) Тема 1. Вводное занятие. 2. Музыкальноритмическая деятельность. 2.1 Логоритмика и пальчиковая гимнастика. 2.2 Элементы музыкальной грамоты. Развитие музыкальных способностей. 3. Азбука хореографии. 3.1 Разминка в игровой форме. 3.2 Танцевальные шаги. 3.3 Прыжки. 3.4 Элементы классического танца. 3.5 Элементы русского народного танца. 3.6 Элементы современного танца. 4. Игропластика. 5. Музыкальнопространственные упражнения и игры 6. Постановка танца 7. Повторение и закрепление пройденного материала. Общее количество Теория часов 1 0,5 Практика 0,5 8 – 8 4 1 3 4 0,5 3,5 5 – 5 8 – 8 4 – 4 34 2 32 Учебный (тематический) план (1-й год обучения, школьный возраст 9-10 лет) Общее количество Теория часов 1 0,5 Тема 1. Вводное занятие. 2. Музыкально- ритмическая деятельность. 2.1 Логоритмика и пальчиковая гимнастика. 5 2.2 Элементы музыкальной грамоты. Развитие музыкальных способностей. 3. Азбука хореографии. 3.1 Разминка в игровой форме. 3.2 Танцевальные шаги. 3.3 Прыжки. 5 3.4 Элементы классического танца. 3.5 Элементы русского народного танца. 4. Игропластика. 5. Музыкальнопространственные упражнения и игры. 6. Постановка танца. 7. Повторение и закрепление пройденного материала. Практика 0,5 – 5 1 4 5 1 4 6 0,5 5,5 8 – 8 4 – 4 34 3 32 Ожидаемые результаты и способы проверки: Результатом реализации программы следует считать интегративные качества школьников: Личностные: навыки сопереживания, рефлексии, эмоциональной отзывчивости на танец, музыку, образы, самостоятельность и инициативность в познании нового, потребность в общении по поводу искусства, самореализации в процессе общения и музыкально-ритмической деятельности; Интеллектуальные: проявление активности, навыки самовыражения, способности к фантазии, творчества в разных видах музыкальной деятельности; Физические: двигательные навыки и качества (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение точно передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации. Оценка эффективности занятий. Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с программой, исходя из того, освоил ли ребенок за год все то, что должен был освоить. Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в активности и эмоциональном восприятии при исполнении заданий. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу. В конечном итоге, успех обучения характеризуется участием ребят на празднике и в концерте, где они могут показать свои способности. Содержание учебно-тематического плана 1 раздел: Вводное занятие. Знакомство, беседа, доброжелательный настрой на первом занятии помогает решить основные задачи: заинтересовать, заинтриговать ребенка, ввести его в мир танца и игры с радостью и улыбкой. 2 раздел: «Музыкально- ритмическая деятельность». Ритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой. 2. 1 Логоритмика и пальчиковая гимнастика. Основу упражнений и заданий составляет синтез слова, музыки и движений. Для обогащения и развития речи и закрепления материала об окружающем мире используется литературный текст (загадки, стихи), сопровождаемый подобранным музыкальным материалом, лучшие образцы детских песен. Пальчиковая гимнастика служит основой для развития мелкой моторики и координации движений рук, способствует улучшению памяти, мышления, развивает фантазию. 2. 2 Элементы музыкальной грамоты. Здесь происходит знакомство со следующими понятиями: начало музыки (вступление), темп, динамические оттенки музыки, музыкальные фразы, характер музыки, тема, ритмический рисунок. Прослушивание музыкальных образцов: получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. 3 раздел: «Азбука хореографии». Раздел включает в себя шесть подразделов. В этом разделе происходит знакомство и усвоение детьми элементарных знаний в области различных видов танца. Разучиваются: правильное положение корпуса; разминка в игровой форме; танцевальные позиции; несложные танцевальные шаги и мини-танцы, где ребёнок учится согласовывать свои движения в соответствии с музыкой. Различные упражнения для рук помогают придать правильную и красивую форму рукам. 3.1. Разминка в игровой форме. 3.2. Танцевальные шаги. 3.3. Прыжки. 3.4. Элементы классического танца. 3.5. Элементы русского народного танца. 3.6. Элементы современного танца. 4 раздел: «Игропластика». Предлагаются упражнения на пластику, выполняемые в игровой сюжетной форме для развития и укрепления мышц всего тела, гибкости и пластичности. В комплекс упражнений входит: партерная гимнастика и тренаж на середине зала, здесь используются элементы гимнастических движений и упражнения стретчинга. 5 раздел: «Музыкально- пространственные упражнения и игры». В этот раздел включены строевые упражнения, где водятся следующие понятия: линия, круг, полукруг, колонна, в «рассыпную». Правила перестроений и переходов из одного рисунка в другой. Музыкально – подвижные игры на определение темпа, характера и структуры музыкальных произведений анализа и представления образа. 6 раздел: «Постановка танца». Танец составляется на основе ранее выученных движений, танцевальных комбинаций, мини-этюдах, где продолжается работа по закреплению и лучшему усвоению этих движений. Для постановки используется знакомая яркая музыка (это могут быть детские песни). 7 раздел: «Повторение и закрепление пройденного материала». Итоговые показы (открытые занятия, Новогодний праздник, концерт в конце года), подготавливаются отработкой хореографического материала. Показ небольшого по времени танцевального номера на сцене перед родителями - итог совместной работы преподавателя и детей. Контрольно-диагностический инструментарий (изучение уровня освоения детьми ритмики и основ хореографии) Планируемые итоговые результаты освоения воспитанниками программы (интегративные качества, которые ребенок приобретает) 1. Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» двигательная активность детей под музыку, окрашивающую движения ребенка эмоциями, способствует физическому развитию, увлеченности этой деятельностью. Диагностируется: увлеченность детей движениями под музыку, качество их согласованности с музыкой; 2. Интегративное качество «Любознательный, активный» привлекательная танцевально-музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая проявляется в их вопросах, ответах на вопросы, диагностируется: желание участвовать в творческих заданиях, музыкальнопространственных играх, праздниках и концертах; 3. Интегративное качество «Эмоционально-отзывчивый» эстетические чувства при восприятии музыкальных примеров закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений, диагностируется: умения выражать свои эмоции в танцевальных образах, мимике и пантомиме, эмоционально воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание, во время активного слушания, степень эмоциональной отзывчивости) 4. Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. В процессе наблюдений диагностируются личностные проявления детей - желание помочь другому ребенку, желание действовать сообща интегративное качество «Способен» управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений»; 5. Интегративное качество «Способен» управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений» диагностируется в процессе наблюдений за поведением детей: исполнительская культура, умение ребенка взаимодействовать со сверстниками и педагогом на занятиях, праздниках, концертах, чувство взаимопомощи и «ансамбля»; 6. Интегративное качество «Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» проявляется в экспериментировании: в пении, движении, играх, высказываниях о музыке и образах. Диагностируется: творческий потенциал ребенка, навыки самовыражения через анализ характера образа в музыке и пластике, способность к фантазии и импровизации; 7. Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе» в процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируются представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окрашенности художественных образов. При изучении произведений о семье, родной стране, природе, сказочных героях диагностируются: проявления интереса, понимание детьми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изображен; 8. Интегративное качество «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» развитие танцевального и музыкального восприятия - процесс обучения детей умению слушать и слышать, выполнять задания взрослого. Диагностируется: умение сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончанием звучания музыки, выразительно, ритмично двигаться и др.), внимание, работоспособность, выносливость, активность, чувство коллективизма; 9. Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями, навыками» (для осуществления музыкальной и танцевальной деятельности) диагностируется по предпочтениям детей: желание слушать художественно полноценную музыку, называнию любимых произведений, высказываниям о танцевальных жанрах, исполнительским и творческим умениям. Контрольно-диагностический инструментарий (уровни развития интегративных качеств школьников по программе «Топотушки») Интегративны е качества Двигательные физические качества (гибкость, ловкость, точность, пластичность и умение координировать движения) Уровни высокий средний Выполняет Движения двигательные выполняет упражнения с старательно, но с полноценным заметным мышечным напряжением. напряжением. Не достаточно Точно координирует точно координирует свои движения с свои движения ритмом музыкального Умеет, выполнить сопровождения. ритмическую Умеет, не отвлекаясь композицию, миниот музыки и процесса танец с некоторыми движения правильно подсказками. выполнить ритмическую композицию, минитанец от начала до конца самостоятельно. Психические Высокая Выражает свои процессы увлеченность ребенка эмоции, копируя эмоциональной движениями под настроение в сферы музыку. группе. Активно выражает Временами активно свои эмоции в проявляет интерес в танцевальных изображении образах, мимике и танцевальных пантомиме, образов. эмоционально Не всегда понимает низкий Движения выполняет либо замедленно, с опозданием, либо слишком торопливо. Координирует свои движения с запозданием. Выполняет с ошибками ритмическую композицию, мини-танец, испытывает затруднения. Не проявляет интерес к характеристике образов. Выполняет задания без эмоций Не реагирует на настроение, характер и Творческие проявления Социализация и коммуникабель ность (взаимодействи е со сверстниками и педагогом) воспринимает музыку, чувствует ее настроение, характер, понимает ее содержание. характер, содержание настроение музыкальных музыки. примеров. Имеются трудности с восприятием содержания. Активно участвует в анализе характера образа в музыке и пластике, проявляет способности к пластическому изображению: передает мимикой и движениями образы сказочных героев, природы, животных, настроения без помощи педагога; проявляет самостоятельность и инициативу в музыкально – пространственных играх и упражнениях, находит решение в соответствии с задачами упражнений; Владеет средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и с педагогом на занятиях ритмики и танца, проявляет желание действовать сообща в музыкальных играх, на репетициях, концертных выступлениях. Воспринимает и участвует в анализе характера образа, но не всегда самостоятельно может выразить свое восприятие и понимание музыки в пластике. Не проявляет интереса к характеристике образа, пластически не может выразить образ, действует по образцу. Знает правила поведения, но не всегда их выполняет. Временами неохотно участвует в коллективной деятельности. Не желает принимать участие в коллективной деятельности (игра, репетиция, выступление.) Универсальные предпосылки учебной деятельности Слышит и воспринимает информацию. Может сосредоточиться и точно выполнить задание педагога. Проявляет работоспособность, выносливость, активность. Ответственно относится к репетициям и выступлению. и Обладает навыками и по умениями исполнения сложных ритмических, танцевальных, пластических комбинаций, этюдов партерной гимнастики и танцев самостоятельно, проявляет желание слушать художественно полноценную музыку, называет любимые произведения, высказывается о танцевальных жанрах, исполнительским и творческим умениям. Не всегда может сосредоточиться и точно выполнить задание педагога. Проявляет работоспособность, но быстро утомляется, иногда теряет интерес к отработке танца. Слышит и воспринимает информацию только после неоднократных повторений, требуется постоянная смена деятельности. Умения навыки предмету Исполняет ритмические, танцевальные, комбинации и этюды с помощью педагога, при исполнении партерной гимнастики испытывает ряд трудностей. Самостоятельно не выполняет танцевальные комбинации и этюды, действует по образцу. Любознательно Активно выражает сть, активность свое отношение к музыкальным и танцевальным примерам, проявляет интерес к ним: задает вопросы, дискутирует. Охотно принимает участие в творческих заданиях, музыкальнопространственных играх, праздниках и концертах. Предпочтения и проявляет интерес к интерес в произведениям о музыкальных и семье, родной танцевальных природе, сказочных примерах героях, желание в познании нового проявляет желание слушать художественно полноценную музыку, называет любимые произведения, высказывается о танцевальных жанрах Охотно выражает свое отношение к музыкальным и танцевальным примерам, но не всегда проявляет интерес к ним: вступает в дискуссии только с подачи педагога, выражает свое мнение не всегда, чаще подстраивается под мнение большинства. Принимает участие в творческих заданиях, музыкальнопространственных играх, праздниках и концертах. проявляет желание слушать художественно полноценную музыку, называет любимые произведения, только на занятиях с подачи педагога Проявляет интерес к определенным музыкальным и танцевальным примерам, неохотно принимает участие в диалоге, в творческих заданиях, музыкальнопространственн ых играх, праздниках и концертах зачастую участия не принимает желание в познании новых произведений не проявляет, в высказываниях о любимых произведениях затрудняется Структура занятий Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную. Подготовительная часть занятия Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния детей; умеренное разогревание организма. Основными средствами подготовительной части являются: разминка в игровой форме; несложные прыжки; упражнения для рук. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия. Основная часть занятия Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; развитие музыкального исполнительства; воспитание творческой активности; изучение и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д. Средства основной части занятия: музыкально-ритмические комбинации; упражнения на силу, растягивание и расслабление; хореографические упражнения; элементы современного, классического и народного танца; танцевальные композиции; постановочная работа. Подача материала в игровой форме. Методические особенности: На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала. Заключительная часть занятия Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени. Основными средствами являются: упражнения на расслабление; знакомые танцы, музыкальные игры, творческие задания, исполнение которых доставляет детям радость. Методические особенности: В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у детей чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Список литературы 1. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - М.: Айрис Пресс, 1999. 2. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с. 3. Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. – СПб.:Музыкальная палитра, 2006. – 44с. 4. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с. 5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с. 6. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007384с. 7. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с. 8. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб.: Союз,1997. 9. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с. 10. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. - М.: Аркти, 2005. – 108 с. 11. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» - С.-П., 2000. 12. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. -240 с. 13. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. -240 с. 14. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. - СПб.: Композитор, 2005. - 76 с. 15. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с. 16. Савчук О. Школа танцев для детей - Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с. 17. Климов А. «Основы русского народного танца» - М.: Искусство, 1981. 18. Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» - М.: Новая школа, 1998. 19. О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание для дошкольников». Москва. Academ A 1998. 20. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» - М.: Просвещение, 1989. 21. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу» - М., 2008. – 39с. 22. Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б., Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость.Творчество.» Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: педагогическое общество России, 2002 23. Комарова Т.С., Мерзлякова СИ., «Росинка» Воспитание ребенкадошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Программно-методическое пособие.- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 24. Комарова Т.С., Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2003 25. Кудрявцев В., Синельников В.. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69 26. Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – издательство «Учитель», Волгоград.