Рабочая программа
«Клиническая психология»
8 - 9 класс
Составитель:
Грищук Нонна Анатольевна
Сосьва 2024
Цель
Формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии,
о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране
здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации.
Задачи
1. Формирование представлений о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей
психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения.
2. Ознакомление с основными направлениями деятельности педагога- психолога: индивидуальная психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапияи
психологическая коррекция, социальная реабилитация, психопрофилактика.
3. Формирование знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами больных и лицами с пограничными психическими расстройствами.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Личностные результаты:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметные результаты:
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной
образовательной траектории;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, корректировать свои действия;
умение планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения задач
Предметные результаты:
формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и
функциональных возможностей;
умение сформулировать и аргументировать собственную точку зрения по тем или
иным психологическим проблемам, различным аспектам социального поведения
людей и их социально-психологического взаимодействия;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
2
Содержание
Тема
1. Предмет клинической психологии.
Соотношение терминов «медицинская» и «клиническая» психология. Различные аспекты
предмета клинической психологии: социальная значимость, гуманитарные задачи и цели
клинической психологии; значение научно- теоретических, базисных оснований и исследовательских
разработок в области клинической психологии; роль клинической психологии в решении
общепсихологических задач.
Тема 2.
История зарождения и становления клинической психологии
Истоки научной медицины, два подхода к трактовке
Гиппократическая школа Косса и школа первых анатомов Книда.
общей
концепции
болезни:
Запросы медицинской практики и достижения психологической науки как предпосылки рождения
клинической психологии. Древние философы о связи телесного и «душевного».
Тема3.Клиническая психология–психология здоровья
Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических
психологов. Биологический, естественнонаучный, социальный,
экспериментальнопсихологический подходы к разграничению психического здоровья и психической болезни.
Разнообразие задач: профилактические, лечебные, реабилитационные, консультативные.
Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни.
Тема 4. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии
Мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношение
биологического и социального, проблема нормы и патологии, болезни и здоровья, наследственное и
личностно-средовое в этиологии и патогенезе психических расстройств.
Тема 6. Типология изменений (нарушений) психических функций и личности при
разных видах аномалий и расстройств
Расстройства ощущения. Пороги ощущений. Средние значения абсолютных порогов
возникновения ощущений. Количественные изменения ощущений: анестезия, гипоэстезия,
гиперэстезия.Качественные изменения ощущений: синестезия, парастезия.
Тема 7.Клинико-психологическая диагностика
Основные принципы диагностической работы с пациентом.
Принципы
патопсихологического эксперимента. Методики патопсихологического исследования
построения
Тема 10. Коррекционно- реабилитационная помощь детям и подросткам с трудностями
социализации и адаптации.
Обеспечение квалифицированного решения задач в области психодиагностики,
психокоррекции и психологического консультирования
3
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов
Тема
1.
Предмет
Общее
количе
ство
часов
клинической психологии.
1
1
Тема2. История зарождения и становления клинической психологии
2
3
4
2
Тема3. Клиническая психология–психология здоровья
2
Тема 4. Теоретические основы и исследовательские проблемы кли- нической
психологии
Тема 5. Характеристика основных разделов: нейропсихология,
психология, психосоматика, психология девиантного поведения
2
пато4
5
6
7
8
Тема 6. Типология изменений (нарушений) психических функций и личности
при разных видах аномалий и расстройств
Тема 7.Клинико-психологическая диагностика
Тема 8. Коррекционно- реабилитационная помощь детям
и подросткам с трудностями социализации и адаптации.
Итого по дисциплине
2
2
3
18
4