Положение о внутришкольном контроле

1.3. Основной объект ВШК – деятельность педагогических работников,
а предмет – соответствие результатов их педагогической деятельности
законодательству России и иным нормативным актам, включая приказы и
распоряжения по образовательному учреждению, решения педагогических
советов.
1.4. ВШК в образовательных учреждениях проводится в целях:
- соблюдения законодательства России в области образования;
-исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность
образовательных учреждений;
-защиты прав и свобод участников образовательной деятельности;
-соблюдение конституционного права граждан на образование;
-соблюдение федеральных государственных образовательных стандартов;
-совершенствования механизма управления качеством образования
(формирование условий и результатов образования);
-повышения эффективности результатов образовательной деятельности;
-развития принципов автономности образовательного учреждения с
одновременным повышением ответственности за конечный результат;
-анализа и прогнозирования тенденции развития образовательной
деятельности.
1.5. Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и
педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на
повышение эффективности образовательной деятельности, на оказание
методической
помощи
педагогическим
работникам
с
целью
совершенствования и стимулирования развития их профессионального
мастерства.
1.6. Задачи внутришкольного контроля:
-осуществление контроля над исполнением законодательства области
образования;
-выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных иных
нормативно-правовых актов, принятие мер по их пересечению;
-анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
педагогических работников, повышение ответственности за внедрение
передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;
-изучение
результатов
педагогической
деятельности,
выявление
положительных и отрицательных тенденций в организации образовательной
деятельности, и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по
распределению педагогического опыта, устранению негативных тенденций;
-оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе
контроля;

-мониторинг достижений, обучающихся по отдельным предметам с целью
определения качества усвоения учебного материала в соответствии с
динамикой развития обучающегося;
-диагностирование состояния отдельных структур образовательной
деятельности с целью выявления отклонений от запрограммированного
результата в работе педагогического и ученического коллективов;
-совершенствование системы контроля состояния и ведения школьной
документации.
1.7. Направления контроля:
-контроль качества образовательных результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы соответствующей степени обучения;
-контроль качества реализации образовательной деятельности;
-контроль
качества
условий,
обеспечивающих
образовательную
деятельность;
-контроль качества управления образовательной деятельностью.
1.8. Принципы эффективного ВШК, которые в условиях реализации
ФГОС получают следующую интерпретацию:
-стратегической направленностью контроля, связанной с признанием
основной образовательной программы конкретной ступени обучения
приоритетным документом, ведущим механизмом и нормативом реализации
современных требований к образовательному процессу;
-адекватности методов ВШК его объекту и ситуации, учитывая тенденции
развития процесса контроля: от оценки состояния к оценке изменений,
динамики; от внешней оценки – к внутренней (самооценке, рефлексии); от
количественной – к качественной; от оценки знаний к оценке УУД;
-соответствия требованиям нормативных документов федерального и
регионального уровня, определяющим основные параметры и особенности
внутришкольного контроля;
-опоры на нормативные документы (показатели), обусловливающие
критериальную ясность, среди которых федеральный государственный
образовательный стандарт, планируемые результаты освоения основной
образовательной программы, примерные программы по учебным предметам
и другие;
своевременности,
простоты
и
экономичности
контроля,
предусматривающих отказ субъектов ВШК от перегрузки, избыточности;
связанных с принятием позиции «контроль как средство, а не конечная
цель»;
-объективности, максимальной независимости от субъективных влияний на
этапах сбора, хранения и обработки информации, что достигается опорой на

нормативные
показатели,
привлечением
независимых
экспертов,
использованием совокупности разнообразных методов контроля;
-гуманности и демократичности контроля, включая психологический
комфорт, гласность, учет индивидуальных особенностей обучающихся и
педагогических работников, открытость критериев и методов проводимого
ВШК;
-полноты и достаточности, соответствия объема информации потребностям
внутришкольного решения на основе оценки ситуации;
-ориентации на повышение эффективности деятельности педагогических
кадров с качеством того, что ВШК является одним из важнейших
механизмов управления качеством педагогической деятельности и развития
педагогических и управленческих кадров;
-сочетания экспертной оценки и рефлексии, обуславливающих повышение
субъектности позиции участников ВШК, имеющих возможность
вырабатывать направления совершенствования своей профессиональной
деятельности.
1.9. Сформулированные цели и задачи внутришкольного контроля
позволяют определить функции ВШК в условиях введения ФГОС:
-информационно-аналитическая – получение информации о состоянии
образовательного процесса и условиях
его организации, ее анализ (интерпретация) для принятия целесообразных
управленческих решений;
-контрольно диагностическая- оценка ситуации в сопоставлении реального
положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые
результаты освоения основной образовательной программы, требования к
условиям реализации ФГОС);
-коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной
информации и ее оценки) внесения изменений в существующие планы и
программы, содержание образования и используемые педагогические
технологические технологии; получение обратной связи;
-стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент
развития профессионального личностного потенциала педагогических
работников и общего развития обучающихся;
-планово-организационная – составление (разработка, структурирование)
плана внутришкольного контроля и графика его реализации.
2. Организационные виды, формы и методы контроля.
2.1.
Форма контроля Вид контроля
фронтальный
тематический

1
Персональный
контроль

Класснообобщающий
контроль

Предметнообобщающий
контроль

Тематически-

2
3
Контроль
за
работой Контроль за работой одного
одного учителя по всем учителя
(классного
вопросам
руководителя)
по
образовательной
определенной
теме
деятельности
(продуктивность
преподавательской
деятельности, методический
уровень учителя в целом или
какой-либо
стороны
его
деятельности)
или
конкретного
учащегося
(одаренные, «трудные» и т.д.)
Контроль
за Контроль за учащими целого
деятельностью учителей, класса пот какой-то одной
классных руководителей, теме или изучение состояния
воспитателей,
конкретного
вопроса
работающих в одном (например контроль группы
классе
(в
одной учителей
по
изучению
параллели) + выполнение дозировки домашнего задания
родительских
в одном классе и т.п.)
обязанностей
в
воспитании + уровень
образовательных
результатов + работа
служб в данном классе и
т.д.
Контроль
за Контролю
подвергаются
формированием системы учителя,
ведущие
один
знаний, умений и навыков предмет по конкретной теме
у
учащихся
по (проблеме)
конкретному
предмету,
изучение
вопросов
преемственности
в
обучении и др. (например,
контролируются учителя,
ведущие один предмет с 5
по 11 класс)
Контроль за работой учителя

обобщающий
контроль

Обзорный
контроль

на каждом этапе обучения
(например,
по
вопросу
развития
познавательной
самостоятельности
или
формирования
личности,
учащихся в целом)

Контроль за отдельными
вопросами
образовательной
деятельности в целом
(состояние
школьной
документации; состояние
трудовой
дисциплины
учителей;
состояние
учебно-технического
оборудования; состояние
учебных кабинетов на
конец учебного года;
обеспеченности учащихся
учебной литературой и
др.)
Комплексно
- Контроль за состоянием
обобщающий
вопросов в комплексе для
контроль
параллели
классов
(уровень
знаний
и
воспитанности учащихся
параллели,
качество
преподавания
в
параллели,
выполнение
родительских
обязательностей
в
параллели и др.)
2.2. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, контроль
проводится в виде тематических проверок (одно направление деятельности)
и ли комплексных проверок (два и более направлений деятельности).
2.3. Контроль сопровождается инструктированием – обучением
задействованных лиц по вопросам применения норм законодательства на
практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
2.4. Методы контроля:

-анкетирование;
-экспертиза;
-тестирование;
-опрос;
-собеседование;
-наблюдение;
Документальный контроль;
-анализ уроков;
-беседа;
-обследование;
-контрольные срезы освоения образовательных программ;
-результаты деятельности обучающихся и т.д.
3. Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК.
3.1. Контроль осуществляется в виде плановых, оперативных проверок,
мониторинга и проведения административных работ.
-Контроль в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с
утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и
исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
-Оперативный контроль осуществляется в целях установления и проверки
сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и
регулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками
образовательной деятельности.
Контроль в виде мониторинга позволяет осуществлять постоянное
наблюдение за нормируемой деятельностью общеобразовательного
учреждения, сбор и обработку информации (например, по результатам
аттестации школьников, по состоянию здоровья детей, по организации
питания и другим вопросам) для эффективного решения задач управления
общеобразовательным учреждением.
-Контроль в виде административной работы осуществляется администрацией
школы для проверки успешности обучения в рамках текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
3.2. Основания для осуществления ВШК:
-план ВШК, утвержденный директором школы;
-задание руководства органа управления образованием проверка состояния
дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть
документально оформлено);
-обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере
образования.
3.3. Правила осуществления ВШК:

- Контрольную деятельность в школе осуществляет руководитель
образовательного учреждения или, по его поручению, заместитель
руководителя,
руководитель
методического
объединения,
другие
специалисты при получении полномочий от руководителя образовательного
учреждения.
- В качестве экспертов к участию в инспекционно-контрольной деятельности
в школе могут привлекаться сторонние (компетентные) организации,
отдельные специалисты, которые обладают необходимой квалификацией.
-Основанием для контрольных проверок является:
план-график поведения контрольных проверок;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических и юридических лиц поп поводу нарушений в
области образования.
-Директор школы издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки,
назначает председателя комиссии, устанавливает срок представления
итоговых материалов; разрабатывает и утверждает план-задание.
-Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна
превышать 5-10 дней с посещением, инспектирующим не более 5 уроков,
занятий, лекций и других мероприятий.
-Если в ходе контрольной деятельности обнаружены нарушения
законодательства, о них сообщается директору школы.
-Экспертные опросы и анкетирование учеников проводится только в
необходимых случаях по согласованию с психологической службой.
-При проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения педагога, если в месячном плане указаны сроки его
проведения.
-В экстренных случаях администрация школы имеет право посещать уроки и
мероприятия без предварительного предупреждения. При проведении
оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее
чем за 1 день до посещения урока или мероприятия.
-Результаты контрольной деятельности оформляются в форме аналитической
справки, справки о результатах или доклада о состоянии дел по
проверяемому вопросу или иной формы, установленной в образовательном
учреждении ( далее итоговый материал ).
-Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при
необходимости, предложения.
-Информация о результатах проведенной работы доводится до работников
школы в течение 7 дней с момента завершения проверки.

-Педагогические работники после ознакомления с результатами проверки
должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую, что
они поставлены в известность о результатах проверки.
При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с
результатами проверки в целом или по отдельным фактам и выводам, а также
обратиться в конфликтную комиссию школы или в вышестоящие органы
управления образования.
-По итогам проверки в зависимости от формы, целей и задач и с учетом
реального положения дел:
проводятся заседания педагогических или методических советов,
производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим
составом;
замечания и предложения фиксируются в документации:
результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации
педагогических кадров, но не являются основанием для заключения
экспертной группы.
-Директор школы по результатам проверки принимает следующие решения
об издании соответствующего приказа:
об обсуждении итоговых материалов проверки коллегиальным
органом;
о проведении повторной проверки с привлечением определенных
специалистов (экспертов);
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
о поощрении работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
- О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях,
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также в
обращениях и запросах других граждан и организации, им сообщается в
установленном порядке и в установленные сроки.
3.4 Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля
(изучение школьной документации, административная контрольная работа,
наблюдение и анализ учебного занятия, тестирование, анкетирование и др.), в
условиях ФГОС применяются такие методы, как:
-диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы
личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу
обучающихся;
-использование стандартизированных и нестандартизированных методов
(устных и письменных, индивидуальных и групповых, само - и
взаимооценки);

-диагностики метапредметных результатов комплексных заданий на основе
единого текста;
-общественная экспертиза, связанная с реализацией идей общественного
договора и развитием государственно-общественного управления;
-социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности
обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов
организации образовательного процесса, кейс-метод и другие.
4. Права, ответственность должностного лица, осуществляющего
контроль.
4.1. Должностное лицо, осуществляющие контроль и инспектирование,
имеет право:
-запрашивать необходимую
информацию,
изучать
документацию,
относящуюся к вопросу проверки;
- привлекать специалистов для проведения качественного анализа
проверяемой деятельности;
-использовать тесты, анкеты, согласованные с психологом;
-по итогам проверки вносить предложения о поощрении педагогического
работника, об обобщении опыта работы по изучаемому вопросу;
-переносить сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на 1
месяц.
4.2. Должностное лицо, осуществляющее контроль и инспектирование,
несет ответственность за:
-тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения
проверки;
-качественную подготовку к проведению проверки;
-срыв сроков проведения проверки;
-ознакомление с итогами проверки до вынесения на широкое обсуждение;
Качественное проведение анализа деятельности по итогам проверки;
-доказательность выводов по итогам проверки.
5. Документация при осуществлении контрольной деятельности.
Результаты контрольной деятельности оформляются в форме аналитической
справки, которая хранится в течении в течении 5 лет.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».