1.3. Основной объект ВШК – деятельность педагогических работников, а предмет – соответствие результатов их педагогической деятельности законодательству России и иным нормативным актам, включая приказы и распоряжения по образовательному учреждению, решения педагогических советов. 1.4. ВШК в образовательных учреждениях проводится в целях: - соблюдения законодательства России в области образования; -исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений; -защиты прав и свобод участников образовательной деятельности; -соблюдение конституционного права граждан на образование; -соблюдение федеральных государственных образовательных стандартов; -совершенствования механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования); -повышения эффективности результатов образовательной деятельности; -развития принципов автономности образовательного учреждения с одновременным повышением ответственности за конечный результат; -анализа и прогнозирования тенденции развития образовательной деятельности. 1.5. Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности образовательной деятельности, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства. 1.6. Задачи внутришкольного контроля: -осуществление контроля над исполнением законодательства области образования; -выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пересечению; -анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения; -изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательной деятельности, и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распределению педагогического опыта, устранению негативных тенденций; -оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля; -мониторинг достижений, обучающихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося; -диагностирование состояния отдельных структур образовательной деятельности с целью выявления отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического и ученического коллективов; -совершенствование системы контроля состояния и ведения школьной документации. 1.7. Направления контроля: -контроль качества образовательных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей степени обучения; -контроль качества реализации образовательной деятельности; -контроль качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность; -контроль качества управления образовательной деятельностью. 1.8. Принципы эффективного ВШК, которые в условиях реализации ФГОС получают следующую интерпретацию: -стратегической направленностью контроля, связанной с признанием основной образовательной программы конкретной ступени обучения приоритетным документом, ведущим механизмом и нормативом реализации современных требований к образовательному процессу; -адекватности методов ВШК его объекту и ситуации, учитывая тенденции развития процесса контроля: от оценки состояния к оценке изменений, динамики; от внешней оценки – к внутренней (самооценке, рефлексии); от количественной – к качественной; от оценки знаний к оценке УУД; -соответствия требованиям нормативных документов федерального и регионального уровня, определяющим основные параметры и особенности внутришкольного контроля; -опоры на нормативные документы (показатели), обусловливающие критериальную ясность, среди которых федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, примерные программы по учебным предметам и другие; своевременности, простоты и экономичности контроля, предусматривающих отказ субъектов ВШК от перегрузки, избыточности; связанных с принятием позиции «контроль как средство, а не конечная цель»; -объективности, максимальной независимости от субъективных влияний на этапах сбора, хранения и обработки информации, что достигается опорой на нормативные показатели, привлечением независимых экспертов, использованием совокупности разнообразных методов контроля; -гуманности и демократичности контроля, включая психологический комфорт, гласность, учет индивидуальных особенностей обучающихся и педагогических работников, открытость критериев и методов проводимого ВШК; -полноты и достаточности, соответствия объема информации потребностям внутришкольного решения на основе оценки ситуации; -ориентации на повышение эффективности деятельности педагогических кадров с качеством того, что ВШК является одним из важнейших механизмов управления качеством педагогической деятельности и развития педагогических и управленческих кадров; -сочетания экспертной оценки и рефлексии, обуславливающих повышение субъектности позиции участников ВШК, имеющих возможность вырабатывать направления совершенствования своей профессиональной деятельности. 1.9. Сформулированные цели и задачи внутришкольного контроля позволяют определить функции ВШК в условиях введения ФГОС: -информационно-аналитическая – получение информации о состоянии образовательного процесса и условиях его организации, ее анализ (интерпретация) для принятия целесообразных управленческих решений; -контрольно диагностическая- оценка ситуации в сопоставлении реального положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС); -коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной информации и ее оценки) внесения изменений в существующие планы и программы, содержание образования и используемые педагогические технологические технологии; получение обратной связи; -стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент развития профессионального личностного потенциала педагогических работников и общего развития обучающихся; -планово-организационная – составление (разработка, структурирование) плана внутришкольного контроля и графика его реализации. 2. Организационные виды, формы и методы контроля. 2.1. Форма контроля Вид контроля фронтальный тематический 1 Персональный контроль Класснообобщающий контроль Предметнообобщающий контроль Тематически- 2 3 Контроль за работой Контроль за работой одного одного учителя по всем учителя (классного вопросам руководителя) по образовательной определенной теме деятельности (продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой-либо стороны его деятельности) или конкретного учащегося (одаренные, «трудные» и т.д.) Контроль за Контроль за учащими целого деятельностью учителей, класса пот какой-то одной классных руководителей, теме или изучение состояния воспитателей, конкретного вопроса работающих в одном (например контроль группы классе (в одной учителей по изучению параллели) + выполнение дозировки домашнего задания родительских в одном классе и т.п.) обязанностей в воспитании + уровень образовательных результатов + работа служб в данном классе и т.д. Контроль за Контролю подвергаются формированием системы учителя, ведущие один знаний, умений и навыков предмет по конкретной теме у учащихся по (проблеме) конкретному предмету, изучение вопросов преемственности в обучении и др. (например, контролируются учителя, ведущие один предмет с 5 по 11 класс) Контроль за работой учителя обобщающий контроль Обзорный контроль на каждом этапе обучения (например, по вопросу развития познавательной самостоятельности или формирования личности, учащихся в целом) Контроль за отдельными вопросами образовательной деятельности в целом (состояние школьной документации; состояние трудовой дисциплины учителей; состояние учебно-технического оборудования; состояние учебных кабинетов на конец учебного года; обеспеченности учащихся учебной литературой и др.) Комплексно - Контроль за состоянием обобщающий вопросов в комплексе для контроль параллели классов (уровень знаний и воспитанности учащихся параллели, качество преподавания в параллели, выполнение родительских обязательностей в параллели и др.) 2.2. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, контроль проводится в виде тематических проверок (одно направление деятельности) и ли комплексных проверок (два и более направлений деятельности). 2.3. Контроль сопровождается инструктированием – обучением задействованных лиц по вопросам применения норм законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов. 2.4. Методы контроля: -анкетирование; -экспертиза; -тестирование; -опрос; -собеседование; -наблюдение; Документальный контроль; -анализ уроков; -беседа; -обследование; -контрольные срезы освоения образовательных программ; -результаты деятельности обучающихся и т.д. 3. Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК. 3.1. Контроль осуществляется в виде плановых, оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ. -Контроль в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. -Оперативный контроль осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и регулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательной деятельности. Контроль в виде мониторинга позволяет осуществлять постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью общеобразовательного учреждения, сбор и обработку информации (например, по результатам аттестации школьников, по состоянию здоровья детей, по организации питания и другим вопросам) для эффективного решения задач управления общеобразовательным учреждением. -Контроль в виде административной работы осуществляется администрацией школы для проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 3.2. Основания для осуществления ВШК: -план ВШК, утвержденный директором школы; -задание руководства органа управления образованием проверка состояния дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть документально оформлено); -обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере образования. 3.3. Правила осуществления ВШК: - Контрольную деятельность в школе осуществляет руководитель образовательного учреждения или, по его поручению, заместитель руководителя, руководитель методического объединения, другие специалисты при получении полномочий от руководителя образовательного учреждения. - В качестве экспертов к участию в инспекционно-контрольной деятельности в школе могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, которые обладают необходимой квалификацией. -Основанием для контрольных проверок является: план-график поведения контрольных проверок; проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; обращение физических и юридических лиц поп поводу нарушений в области образования. -Директор школы издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки, назначает председателя комиссии, устанавливает срок представления итоговых материалов; разрабатывает и утверждает план-задание. -Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением, инспектирующим не более 5 уроков, занятий, лекций и других мероприятий. -Если в ходе контрольной деятельности обнаружены нарушения законодательства, о них сообщается директору школы. -Экспертные опросы и анкетирование учеников проводится только в необходимых случаях по согласованию с психологической службой. -При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения педагога, если в месячном плане указаны сроки его проведения. -В экстренных случаях администрация школы имеет право посещать уроки и мероприятия без предварительного предупреждения. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения урока или мероприятия. -Результаты контрольной деятельности оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в образовательном учреждении ( далее итоговый материал ). -Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. -Информация о результатах проведенной работы доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки. -Педагогические работники после ознакомления с результатами проверки должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую, что они поставлены в известность о результатах проверки. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами проверки в целом или по отдельным фактам и выводам, а также обратиться в конфликтную комиссию школы или в вышестоящие органы управления образования. -По итогам проверки в зависимости от формы, целей и задач и с учетом реального положения дел: проводятся заседания педагогических или методических советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; замечания и предложения фиксируются в документации: результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических кадров, но не являются основанием для заключения экспертной группы. -Директор школы по результатам проверки принимает следующие решения об издании соответствующего приказа: об обсуждении итоговых материалов проверки коллегиальным органом; о проведении повторной проверки с привлечением определенных специалистов (экспертов); о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; о поощрении работников; иные решения в пределах своей компетенции. - О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях, обучающихся, их родителей (законных представителей), а также в обращениях и запросах других граждан и организации, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки. 3.4 Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля (изучение школьной документации, административная контрольная работа, наблюдение и анализ учебного занятия, тестирование, анкетирование и др.), в условиях ФГОС применяются такие методы, как: -диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающихся; -использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само - и взаимооценки); -диагностики метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого текста; -общественная экспертиза, связанная с реализацией идей общественного договора и развитием государственно-общественного управления; -социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов организации образовательного процесса, кейс-метод и другие. 4. Права, ответственность должностного лица, осуществляющего контроль. 4.1. Должностное лицо, осуществляющие контроль и инспектирование, имеет право: -запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу проверки; - привлекать специалистов для проведения качественного анализа проверяемой деятельности; -использовать тесты, анкеты, согласованные с психологом; -по итогам проверки вносить предложения о поощрении педагогического работника, об обобщении опыта работы по изучаемому вопросу; -переносить сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на 1 месяц. 4.2. Должностное лицо, осуществляющее контроль и инспектирование, несет ответственность за: -тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения проверки; -качественную подготовку к проведению проверки; -срыв сроков проведения проверки; -ознакомление с итогами проверки до вынесения на широкое обсуждение; Качественное проведение анализа деятельности по итогам проверки; -доказательность выводов по итогам проверки. 5. Документация при осуществлении контрольной деятельности. Результаты контрольной деятельности оформляются в форме аналитической справки, которая хранится в течении в течении 5 лет. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)