Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Футбол» НАПРАВЛЕННОСТЬ: СПОРТИВНАЯ Уровень: базовый Возраст обучающихся: 12-16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Стаприков Евгений Геннадьевич, педагог дополнительного образования пгт Сосьва, 2021 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При разработке программы за основу была принята программа по мини-футболу для спортивных школ С.Н.Андреева, (многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах), 2008 года. Программа была адаптирована к условиям работы в рамках общеобразовательного учреждения. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года. Образовательная программа “футбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы. Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития. Актуальность программы Футбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Выбор спортивной игры – футбол - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Занятия футболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростносиловых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. 2 Эти особенности футбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, футбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. Актуальность разработки программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения в не учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. 1.2. Цели и задачи программы ЦЕЛЬ: оздоровление, физическое и психическое развитие школьников на основе их творческой активности; формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом посредством занятий футболом. создание условий для развития физических и личностных качеств, Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом. ЗАДАЧИ: Образовательные дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (футбол); научить правильно регулировать свою физическую нагрузку; обучить учащихся технике и тактике футбола. Оздоровительные развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции; развивать двигательные способности посредством игры в теннис; формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга; Воспитательные способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности; воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность; 3 пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма; Принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом. Программа рассчитана на детей 5-7 классов Срок реализации программы - 1 год. Количество учащихся в группе - 15 человек. Учебно-тренировочная нагрузка на группу 2 раза в неделю по 1 часу, 80 часов в год. Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровая, в парах. Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное. Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса: Основной показатель работы секции по футболу - выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно - качественных показателях технической, тактической, физической, теоретической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагог секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебнотренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. . Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Ожидаемые результаты К концу 1 года обучения учащиеся: Должны знать: что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье; как правильно распределять свою физическую нагрузку; правила игры в футбол, мини-футбол; правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни; правила проведения соревнований; Должны уметь: проводить специальную разминку для футболистов владеть основами техники футбола; владеть основами судейства в футболе; Могут развить следующие качества: улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость; улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; 4 повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера; разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий. № Контрольные упражнения результат п/п Общая физическая подготовка 1. Прыжки в длину с места, см 160 2. Поднимание туловища за 30 сек, раз 24 3. Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 сек, 15 раз 4. Бег на 300 м, мин 1,10 Техническая подготовка 5. Техника передвижения футболиста + 6. Удары по мячу ногой на дальность (м) 35 7. Остановка мяча + Общая физическая подготовка 8. Челночный бег 3х10 м, сек 9,5 9. Многоскоки (8 прыжков), м 12,5 10. Лазание по канату, м 2,5 Специальная физическая подготовка 11. Бег на 30 м с мячом, сек 6,5 12. Удары по мячу на дальность – сумма ударов с правой и 28 левой ноги, м Техническая подготовка 13. Жонглирование мячом, раз 8 14. Остановка мяча внутренней стороной стопы + 15. Остановки мяча ногой (подошвой) + 5 Способы проверки результативности Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных. Формы подведения итогов Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы. Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения. Кадровое обеспечение Реализацию данной программы осуществляет учитель физической культуры. Критерии эффективности реализации программы Результатом реализации данной программы является успешный процесс формирования социокультурно – здоровой личности, личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации, стремящейся к физическому и нравственному самосовершенствованию. С позиции основной цели и принципов оптимальным результатом реализации данной программы является обучающийся, который: имеет высокий уровень понимания ценностного отношения к собственному здоровью и безопасному образу жизни для себя и окружающих; умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью; понимает цели коммуникации, направленность информационного потока, умеет аргументировать собственные высказывания; осознает ценности гражданского общества и правового государства, высших идеалов, ориентиров, способен руководствоваться ими в практической деятельности; способен руководствоваться в опыте поведения духовно-нравственными нормами и представлениями; обладает социально-психологической готовностью и стремлением к профессиональному росту, имеет потребность в достижениях и проявлении умений в совершенствовании своих экономических способностей; 6 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 год обучения Название тем теория 1 Теоретические сведения по разделу «футбол» 2 практика всего 5 - 5 - 18 18 2 8 10 13 13 3 7 10 2 18 20 4 4 68 80 Общефизическая подготовка 3 Специальная подготовка 4 Техническая подготовка 5 Тактика игры 6 Учебные игры 7 Контрольно - переводные нормативы Общее количество часов в год 12 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Теоретические сведения – 5 часов Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в футбол. Инвентарь и оборудование для игры в футбол; Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях футболом; Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале; Сведения о строении и функциях организма человека; Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях футболом; Правила игры в футбол; Оборудование места занятий, инвентарь для игры в футбол; Врачебный контроль при занятиях футболом. Причины травм и их профилактика. 2. Общефизическая подготовка – 18 часов (развитие двигательных качеств) Подвижные игры ОРУ Бег Прыжки Метания 3. Специальная физическая подготовка – 10 часов Упражнения для развития быстроты: • стартовые рывки на 5-10 м по зрительному сигналу из различных положений (сидя, лежа, медленного бега, бега на месте); • эстафеты с элементами старта; • подвижные игры «День и ночь», «Вызов номеров», «Рывок за мячом» и др.; • стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам; • бег между стойками, расставленными в различных положениях; • обводка препятствий; • подвижные игры «Бегуны», «Сумей догнать», «Салки по кругу»; • остановка мяча с последующим рывком в сторону; • челночный бег. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: • подскоки и прыжки после приседа; • прыжки в глубину; • спрыгивание с высоты 40-60 см с последующим рывком вперед на 7-10 м; • вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность; • подвижные игры «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны» и др.; • удары по мячу на дальность. Упражнения для развития ловкости: • удержание мяча в воздухе (жонглирование); • парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями (финтами); • эстафеты с элементами акробатики; • подвижные игры «Живая цель», «Ловля парами», «Салки мячом» и др. 8 4. Техническая подготовка -13 часов • бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом; • бег с изменением направления и скорости; • прыжки: вверх, вверх - вперед, вверх - назад, вверх - вправо, вверх - влево, отталкиваясь двумя ногами с места или одной и двумя ногами с разбега; • остановка во время бега выпадом и прыжком Удары по мячу ногой: • внутренней стороной ступни, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; • внешней частью подъема; • после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое или среднее расстояние; • на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру. 5. Тактика игры – 10 часов - тактика игры в нападений; - тактика игры в защите; - взаимодействия в тройках, двойках, групповые; 6. Учебная игра – 20 часов парные игры игра защитника против атакующего. игра атакующего против защитника. игры по упрощённым правилам. 7. Контрольно переводные нормативы – 4 часа 9 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Форма организации и проведения занятия Методы и приёмы организации учебновоспитательного процесса Дидактический материал, техническое оснащение занятий Вид и форма контроля, форма предъявления результата Общие основы футбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства Групповая, подгрупповая, фронтальная Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства. Вводный, положение о соревнованиях по футболу. Общефизическая подготовка Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего Тестирование, карточки судьи, протоколы Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест. Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. Дидактические карточки, Зачет, тестирование, плакаты, мячи на каждого учебная игра, обучающего промежуточный тест, Терминология, жестикуляция. соревнование № Тема программы 1 2 3 Специальная подготовка футболистов 4 Техническая подготовка футболистов 5 Игровая подготовка футболистов Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах В парах Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование 10 Обеспечение программы методической продукцией I. Теоретические материалы - разработки : Инструкции по охране труда на занятиях футболом. Положение о проведении школьного турнира по футболу. Тесты физической подготовленности по ОФП II. III. Дидактические материалы: Картотека упражнений по футболу (карточки). Картотека общеразвивающих упражнений для разминки Схемы и плакаты освоения технических приемов в футболе. «Правила игры в футбол». Видеозаписи выступлений учащихся. «Правила судейства в футболе». Регламент проведения турниров по футболу различных уровней. Методические рекомендации: Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры. Рекомендации по организации подвижных игр Рекомендации по организации турниров по футболу 11 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ Спортивное оборудование и инвентарь - спортивный зал или площадка; - скамейки гимнастические; - конь гимнастический; - козел гимнастический; - маты гимнастические; - стенка гимнастическая; - перекладина навесная; - канат - палки и обручи гимнастические; - скакалки; - стойки для прыжков в высоту; - мячи набивные; - ворота футбольные; - форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь); - мячи футбольные; - мячи малые и большие. Дидактическое обеспечение образовательного процесса: учебнодемонстрационные плакаты, видеофильмы. 12 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреев С. Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 2006.. 2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАDЕМIА, 2000.. 3. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000. 4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2002. 5. Исакова Т. Г. Организация опытно-экспериментальной работы учреждения дополнительного образования. - Магнитогорск, 2001. 6. Колесник В. И., Соловьева Н. И., Кожин В. И., Резванов А. А. Сборник материалов 1-й Региональной научно-практической конференции «Содержание образования в сфере физической культуры и спорта. Реализация новых идей и технологий». Ростов-на-Дону, 2001. 7. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, 2004. 8. Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 2004. 9. Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: Метод. пособие для учителя. СПб., 2000. 10. Андреев С.Н., Левин В.С., Алиев Э.Г., Мини футбол ( многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах)- ОАО Издательство « Советский спорт» 2008. 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФУТБОЛУ. № пп урока 1 2 3 4 5-8 9 10 11 12 13-16 17 18 19-22 22-23 24-25 26-27 28- 29 30-31 32 33-34 35-36 37-38 39 40-41 42-43 44-45 46-47 48 49-50 51-52 53-54 55 56-57 58-59 60-61 62-63 64-68 69-70 71-72 73-76 77-80 Тема урока Техника безопасности на занятиях по футболу. Подвижные игры История футбола. Начальный удар по мячу. Удар по воротам. Футбольные законы. Ведение мяча (дриблинг). Футбольное поле. Ведение мяча (дриблинг). ОФП. Подвижные игры. Экипировка вратаря. Остановка мяча. Экипировка судьи. Пас внутренней стороны стопы, пас подъёмом. Экипировка полевого игрока. Остановка мяча. Нарушение правил. Пас головой, пас на ход партнёру. СФП. Техника штрафных ударов. Проброс мяча. Ввод мяча в игру. Игра ног. Игра по упрощенным правилам. Обман соперника. Обманные движения. Сдача спортивных нормативов. Игра по упрощённым правилам. Тактика штрафных ударов. Штрафной удар. Резаный удар. Игра по упрощённым правилам. Удар с лёта. Игра по упрощённым правилам. Учебные игры. Нарушение дисциплины. Обводка ударом между ног. « Отмычка» Положение вне игры. Пас внешней стороны стопы, пас пяткой. Обман соперника. «Ложная остановка». «Уход с мячом». ОФП. Подвижные игры. Жёлтая карточка. Резаный удар. Приём мяча «свеча». Удар лбом. Техника игры вратаря. Игра в воздухе. Овладение мячом, летящим на средней и низкой высоте. Техника игры вратаря. Овладение мячом с земли и сбоку. «Треугольник». СФП. Боковой бросок. Выход из ворот. Уменьшение угла атаки. Ввод мяча в игру ногой, рукой. Направление броска. Возвращение мяча в поле. Отражение мяча кулаком. Учебные игры в соревновательном режиме. Тактика вратаря. Учебные игры. Тактика защитника. Учебные игры. Тактика полузащитника. Учебные игры. Тактика нападающего. Учебные игры. Сдача спортивных нормативов. Расположение игроков. Персональная опека. Зона защита. Расположение игроков. Атака длинными и короткими передачами. Игра в мини-футбол по упрощённым правилам Игра в мини-футбол по основным правилам. итого Количество часов 1ч 1ч 1ч 1ч 4ч 1ч 1ч 1ч 1ч 4ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 4ч 1ч 1ч 80ч 14 15