Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Физическое воспитание с элементами общефизической подготовки» НАПРАВЛЕННОСТЬ: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ Уровень: базовый Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Стаприков Евгений Геннадьевич, педагог дополнительного образования пгт Сосьва, 2021 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 1. Пояснительная записка 1.1 Программа дополнительного образования «Физическое воспитание с элементами общефизической подготовки» имеет физкультурно- спортивную направленность. Программа составлена на основе материала, который изучается на уроках физической культуры в общеобразовательной школе исходя из содержания примерной федеральной программы. Актуальность данной программы заключается в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности и работоспособности, воспитании гармонично развитого человека. Систематические занятия физической культурой и спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека. Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой. Отличительными особенностями программы по общей физической подготовке является: -направленность на реализацию принципа вариантности, включающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями воспитанников, материально- технической оснащенностью учебное процесса (спортивный зал, спортивные площадки и т.д.) -объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности очерчивается ценностными ориентациями на общую и индивидуально-ориентированную физическую подготовку воспитанников, и соответственно этому основу учебного предмета составляет содержание Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) физкультурной деятельности с оздоровительно-корригирующей направленностью; -учебное содержание программы излагается в логике (фундаментального) к частному (профилированному), от общего и от частного к конкретному (специализированному), что задает определенную логику в освоении воспитанниками учебного предмета и обеспечивает перевод осваемыхзнаний в практические навыки и умения; -учебный материал по общей физической подготовке структурирован по признаку целостности, т.е. каждая система физических упражнений представлена в единстве учебных знаний и соответствующих физических упражнений. В зависимости от материально-технической оснащенности, интересов самих воспитанников, школьным методическим совет определяет в качестве учебного материала ту или иную систему физических упражнений Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности. Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях. Адресат программы. Программа рассчитана на 6 часов в неделю, на обучение в течение одного года. Общий объём – 121 час. Средний возраст учащихся 11-13 лет. Форма обучения- очная Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Особенности организации образовательного процесса Программа рассчитана на детей от 11 до 13 лет. Группы формируются разновозрастные и разноуровневые с учетом увлеченности детей в общеобразовательной школе, без предварительного отбора по степени подготовленности. Продолжительность реализации программы - 1 год. Работа проводится систематически по программе Режим занятий – Общий объём – 121 часов. продолжительность одного занятия 2 часа; в неделю - 3 занятия. Уровень реализуемой программы- базовый 1.2 Цели и задачи программы Цель: создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений. В соответствии с целью формируются следующие задачи: Образовательные: – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; – обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности; – формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической культуры; – формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) – формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности. Воспитательные: – воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры; – воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи; – воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости. № Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Название Количество часов раздела, Всего Теория Формы аттестации и Практика контроля темы. 1 Строевая 10 часов 10 часов Физическая 111 111 подготовка часов часов подготовка 2 1 год обучения Цель и задачи Цель: развитие мотивации к систематическим занятиям физической культурой; оздоровление обучающихся путём повышения их физической подготовленности. Задачи Обучающие: обучить основным приёмам двухсторонних игр; помочь овладеть комплексом физических упражнений с оздоровительной направленностью; сформировать знания по вопросам правил соревнований и судейства; ознакомить обучающихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома; сформировать знания о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности. Развивающие: совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) формировать навыков дисциплины и самоорганизации; развивать двигательные качества (быстроту, выносливость, гибкость, силу); совершенствовать личностные качества: психологическую устойчивость, физическую силу, выносливость, быстроту принятия решений. Воспитательные прививать гигиенические навыки; содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы; стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка; формировать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Форма и режим занятий Занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительностью 2 часа, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с учебнотематическим планированием, а также с учетом организационных и заключительных моментов занятия. Ведущей Основными формой формами организации организации обучения является учебно-тренировочной групповая. работы в подготовке учащихся являются теоретические, практические занятия, тренировочные игры на счёт, соревнования, профилактические и оздоровительные мероприятия. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров соревнований и изучения учебных кино- и видеозаписей. Практические занятия включают в себя общую и специальную физическую и техническую подготовку. Они предусматривают контроль за Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) сохранением здоровья (медицинский осмотр, углубленное медицинское обследование, комплексное обследование), овладение двигательной культурой (показательные выступления, судейство соревнований), создание традиций коллектива (проведение общих собраний, спортивных вечеров, турниров). Планируемые результаты По окончании обучения учащиеся должны: знать: основные требования к занятиям по ОФП; историю развития всех изученных видов спорта; гигиенические требования к занимающимся и местам проведения занятий и соревнований; влияние физических упражнений на функциональные возможности организма; основы техники и тактики в футболе, волейболе, баскетболе; способы проведения соревнований; уметь: усваивать программный материал; выполнять зачетные требования по ОФП; владеть основами техники и тактики футбола, баскетбола, волейбола; владеть основными навыками восстановительных мероприятий; принимать участие в соревнованиях; осознавать, находить, творчески преобразовывать, усваивать, применять, вырабатывать способы формирования умений; использовать знания, умения, навыки на практике. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Формы подведения итогов реализации В течение учебного года педагог проводит поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала: I этап (стартовый) – проверка знаний и умений учащихся на начальном этапе освоения программы (входной контроль проводится на первом вводном занятии путем проведения собеседования, анкетирования или тестирования с последующим анализом результатов). Позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности. II этап (текущий) - проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся. III этап (итоговый) – проводится в конце срока обучения по Программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения Программы за год. Форма проведения: тестирование, сдача контрольных нормативов. Для реализации программы используются различные виды тестирования физической подготовленности и физического развития, тестирование специальной физической подготовленности, зачеты по усвоению знаний теоретических основ физической культуры и спорта, навыков здорового образа жизни. Виды контроля: тренировочные занятия; беседы, учебные игры; тестирование; эстафета; участие в соревнованиях, контрольных играх; выполнение контрольных нормативов по ОФП Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Способы определения результативности реализации 1. Опрос учащихся по пройденному материалу. 2. Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований. 3.Тестирование общефизической, специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки. 4. Тестирование по теоретическому материалу. 5. Контроль соблюдения техники безопасности. 6. Привлечение обучающихся к судейству соревнований школьного уровня. 7. Контрольные игры с заданиями. 8. Контроль выполнения соревнований. 9. Результаты соревнований. установок во время тренировок и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) № I 1 2 3 4 5 6 7 II 1 2 3.Содержание программы 3.1 Учебный план Наименование разделов, Количество часов тем всего теория практика Общая физическая 105 2 103 подготовка (ОФП) Строевые упражнения. 10 10 Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Дыхательная гимнастика. 28 - 28 3 - 3 Корригирующая гимнастика. Оздоровительная гимнастика. Оздоровительный бег. 17 - 17 20 1 19 17 - 17 Упражнения на развитие 10 общей выносливости, ловкости, силы и быстроты. Специальная физическая 16 подготовка (СФП) Подвижные игры. 10 1 9 - 16 - 10 Упражнения на гибкость, 6 ловкость, выносливость. ИТОГО: 121 ч 2 ч 6 119 ч Форма аттестации/ контроля выполнение упражнений выполнение упражнений выполнение упражнений выполнение упражнений выполнение упражнений выполнение контрольных упражнений выполнение контрольных упражнений выполнение контрольных упражнений, спортивные праздники выполнение упражнений Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 3.2 Содержание учебного плана Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП). (100 часов) 1.Строевые упражнения. Теория. Практика. Выполнение строевых упражнений: «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!», «Налево!», «Кругом!».Разновидности ходьбы. ОРУ в строю. Ожидаемый результат. Четкое выполнение строевых приемов, умение выполнять коллективные действия. Форма контроля: выполнение контрольный упражнений. 2.Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Теория. Практика. Комплекс ОРУ без предмета. Комплекс ОРУ с предметами. Комплекс ОРУ с мячами. Разучивание подводящих упражнений по акробатики. Комплекс ОРУ на месте. Ожидаемый результат. Овладение элементами акробатики, развитие ловкости и быстроты в подвижных играх, умение выполнять коллективные действия, воспитание чувства взаимопомощи и поддержки, терпимого отношения друг к другу. Форма контроля: выполнение контрольный упражнений. 3.Дыхательная гимнастика. Теория. Практика. Измерение объема легких при помощи «воздушного шара». Дыхательное упражнение «ладошки». Дыхательное упражнение «насос». Дыхательное упражнение «кошка». Комплекс Дыхательных упражнений. Ожидаемый результат. Научить детей правильно вдыхать через нос. Добиваться активной вентиляции легких детей. Воспитать ценностное отношение к ЗОЖ. Форма контроля: выполнение контрольный упражнений. 4.Корригирующая гимнастика. Теория. Практика. Гимнастическая полоса препятствий. Напоминания о «правилах» дыхания. комплекс упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки (с гимнастическими палками). Общеразвивающие Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) упражнения в положении сидя. Совершенствование комплекса упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия. Ожидаемый результат. Научить детей навыкам правильной осанки.Форма контроля: выполнение контрольный упражнений. 5.Оздоровительная гимнастика. Теория. Позвоночник – основа здоровья. Причины неправильной осанки и болезней позвоночника. Правила стретчинга. Практика. Комплексы упражнений на растяжку. (Стретчинг для спины, растяжка мышц спины и живота, стретчинг для тазобедренных суставов и мышц ног, стретчинг для позвоночника). Ожидаемый результат. Знание и правильное выполнение комплексов лечебной физической культуры. Форма контроля: беседа, выполнение контрольный упражнений. 6.Оздоровительный бег. Теория. Практика.Бег.Беговые упражнения. Длительный бег. Бегна короткиеи длинные дистанции. Ожидаемый результат.Овладение навыками бега на короткие и длинные дистанции. Форма контроля:выполнение контрольный упражнений. 7. Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты. Теория. Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота. Практика. Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, скакалки, мячи, гимнастические палки. Скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью. Ожидаемый результат.Развить навык взаимодействия учащихся, ловкость, внимание, координацию движений. Форма контроля:выполнение контрольных упражнений Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП). Подвижные игры.(40 часов) Теория. Практика. Подвижные игры в спортивном зале.Подвижные игры на свежем воздухе. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Ожидаемый результат.Развить физические качества: быстроту, ловкость. Сформировать чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки в командных играх. Форма контроля:выполнение контрольных упражнений МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММЫ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ Место проведения: Спортивная площадка; Класс (для теоретических занятий); Спортивный зал. Инвентарь: Волейбольные мячи; Баскетбольные мячи; Скакалки; Теннисные мячи; Малые мячи; Гимнастическая стенка; Гимнастические скамейки; Сетка волейбольная; Щиты с кольцами; Секундомер; Маты Формы контроля и оценочные материалы Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы: - практический (выполнение практических заданий); - наглядный (наблюдения, изучение явлений, происходящих в окружающей среде); - словесный (инструктажи, беседы, разъяснения); - работа с литературой (изучение, составление плана). Формы контроля: Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей: - подготовительной (ходьба, бег, обще развивающие упражнения), - основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, лыжных гонок, подвижных и спортивных игр и т.д.), - заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов). Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Для каждой группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов при переходе в следующие группы. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. Важнейшим требованием к занятию ОФП является обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся. Оценочные материалы № Возраст п/п Наименовани ееее 1. Бег 10 м (сек) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 1год д. 2 год Згод 4 год М. М. М. д. д. д. 2.52.52.62.32.8-2.7 3.0-2.8 2.1 2.1 2.2 2.0 8.98.010.5- 10.7- 9.29.88.48.7Бег 30 м (сек) М. 7.7 7.4 8.5 8.7 7.9 7.3 7.6 7.8 Челночный бег 14.5- 15.8- 13.2- 14.5- 12.0- 13.2- 11.2- 12.0Зх 10 м(сек) 13.5 14.7 12.2 13.2 11.2 12.2 9.9 10.5 Прыжок с 55-70 50-65 70- 65-95 858010095места (см) 100 105 100 125 120 Прыжки 1-3 2-5 3-15 3-20 7-21 15-45 через Бросок скакалку(раз 117- 100- 187- 138- 221- 156- 242- 193набивного мяча, 185 221 ) 178 303 331 270 256 360 стоя из-за головы, 1кг (см) 2.5Метание 2.43.93.55.54.43.36.0прав, мешочка 5.5 5.2 7.5 5.9 9.8 8.3 13.9 11.8 лев. 150гр(м) 1.81.82.53.03.25.04.63.7 3.7 4.5 5.7 5.9 10.8 8.0 Подбрасывание 5-10 5-10 15-25 15-25 26-40 26-40 45-60 45-60 и ловля 2.0- 5-7 мяча(раз) Отбивание 5-7 7-10 7-10 10-15 10-15 10-20 10-20 4.8 мяча(раз) Перебрасывани 1-1.5 1-1.5 1.5-2.5 1.5-2.5 3.03.03.03.0е мяча в паре 4.0 4.0 5.0 5.0 разными способами R,M. Статическое 10 10 12-20 15-28 25-35 30-40 35-42 45-60 равновесие Подъем (сек) 11-17 10-15 12-25 11-20 15-30 14-28 туловища (раз) Наклон вперед, 1-2 2-3 3-6 6-9 4-7 7-10 5-8 8-12 ноги вместе (см) Бег на 300- 200- 600- 450- 680- 650- 900- 700450 350 750 750 1500 1200 2000 1800 выносливость (м) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 15. Бег на лыжах 1000на 1500 выносливость 7001200 15002000 12001500 2002500 5002000 2000- 20003000 2500 Список рекомендованной литературы для детей 1. Бердышев С.Н., Здоровье на «отлично». Самоучитель по укреплению здоровья для детей. – М., «Рипол классик»,2002. 2. Виммерт Й. Олимпийские игры – Зачем и почему./перевод с нем. Жирновой Ю. – М., «Мир книги»,2007 3. Володин В.А., Большая детская энциклопедия (том 20). Спорт.- М.,«АСТ», 2010. 4. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С., Начинайте день с зарядки. – М.,1981. 5. Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003. 6. Ежи Талага, Энциклопедия физических упражнений. – М., «Физкультура и спорт», 1998. 7. Куприянчик Л.Л. Основы бодибилдинга – Секреты для мальчиков. – Киев, «Ранок», 2005. 8. Малов В.И. Тайны великих спортсменов. – М., «Оникс»,2010. 9. Шалаева Г.П., Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте. – М., «ЭКСПО». 2004. Список рекомендованной литературы для родителей 1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. (серия «Мир Вашего ребенка) – М., «Феникс»,2001. 2. Былеева А.В. Подвижные игры. – М., «Физкультура и спорт», 1982. 3. Голубев А. М. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. И.П.К. М.О. – М., 1994. 4. Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003. 5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма – М., «Детство-пресс», 2006. 6. Милосердова Г.А., Мастюгина Е.Г. Мой ребенок – победитель. – М., «Феникс».2008. 7. Подшибякин А.К. Закаливание – залог здоровья. - М., 1981 8. Сзетов А., Школьников Н. Физическая культура в семье. - М., 1973. Список рекомендованной литературы для педагога 1. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. Северное окружное управление Московского комитета образования. Составитель Карчина 3.Л. - М., 1999. 2. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. Центр творчества «Кузьминки» Составители Жиркова М.В. и др. - М.,1999. 3. Общая физическая подготовка. Методические рекомендации для физкультурнооздоровительных занятий. Составитель Колтановский А.П. - М., 1986. 4. Программа Матвеева А.П. «Физическая культура, 5 – 11 классы». М. , «Просвещение», 2007. 5. Программа по физическому воспитанию для учащихся 1-4 классов образовательной школы. Андреева Н А. и др. Советская система физического воспитаниям. - М., 1975. 6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.,1980 7. Гришина Ю.И.Общая физическая подготовка. - М.,2010 8. Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе. - М., 1979. 9. Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких, С-П., 1997. 10. Шурухина В.К Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы. - М. ,1980. 11. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск, 1985. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 12. Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом: материалы международной научно – практической конференции 25-26 марта 1999 г. – Томск: ТГПУ. 13. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. - М.,2008. 14. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 15. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Кофмана Л.Б., Погадаева Г.И. М.: Физкультура и спорт, 1998. 16. Новиков Ю.Н. Физкультура или спорт. – М.,1996 17. Семёнов Л.П. Советы тренерам. – М.: ФиС, 1980. 18. Сиваков В. И. О психоэмоциональном перенапряжении школьников. Журнал «Физическая культура в школе», 2004. – № 2. – с.74. 19. Чехунова Т. И. Программа по физической культуре для классов с ежедневными занятиями физической культурой.- Томск, 1999. 20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., «Академия», 2000.