_7. ДООП Ритмика 8-9 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» августа 2021 г.
Протокол № 3

Утверждена
приказом от 01.09.2021 № 297
«Об утверждении дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Ритмика»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Сиваченко Дарья Андреевна,
педагог дополнительного образования

пгт Сосьва, 2021

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Показатель
Нормативное обоснование
Основные
статьи 2, 12 и 75 Закона № 273-ФЗ
характеристики
программы
Порядок
статьи 12, 47 и 75 Закона № 273-ФЗ
проектирования
Условия реализации

Содержание программ

Организация
образовательного
процесса

– пункты 1–3 и 9 статьи 13, пункты 1, 5 и 6 статьи 14,
статьи 15, 16, 33, 34 и 75 Закона № 273-ФЗ;
– СанПиН 2.4.4.3172-14
– пункты 9, 22, 23, 25 статьи 2, пункт 5 статьи 12,
пункты 1 и 4 статьи 75 Закона № 273-ФЗ;
– приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196;
– Концепция развития дополнительного образования
детей, утв. распоряжением Правительства от 04.09.2014
№ 1726-р
– статьи 15, 16, 17 и 75 Закона № 273-ФЗ;
– приказ Минпросвещения № 196;
– СанПиН 2.4.4.3172-14

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание
музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а
разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения
используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Ритмика» - спортивно-оздоровительная.
Уровень освоения программы - базовый.

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Актуальность программы
Актуальность программы заключается в приобщении обучающихся к
знаниям танцевальной культуры и приобретение двигательных навыков. Дети
начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ.
Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить
не только движения и их последовательность (что само по себе положительно
влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение,
наблюдательность, что способствует развитию творчества. При занятиях
ритмикой у детей происходят положительные личностные изменения и
формирование способности к творчеству, в основе которого лежат особые
способы отражения мира с помощью специфической модели –художественного
образа. Основная идея программы состоит в том, чтобы наряду с
общеобразовательными предметами дети получали эстетическое, этическое
воспитание. Приобщались к культуре накопленной предыдущими поколениями,
повышали духовное развитие, нравственные нормы и развивали творческий
потенциал, и, начиная с младшего возраста, могли адаптироваться в
окружающем мире.
Педагогическая целесообразность программы
Танцевальные движения способствует общему физическому развитию
ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества.
Систематические занятия ритмикой детей школьного возраста очень полезны
для физического развития, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки,
совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее
двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию,
выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет
большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и
впечатлениях. Программа педагогически целесообразна, так как занятия по
ритмике направлены на удовлетворение естественной потребности в
двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию
личности. Занятия танцами способствуют профилактике нарушений,
формированию ценностного отношения к своему здоровью, воспитанию
культуры здорового образа жизни. В процессе освоения танцевальных
композиций у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке,
совершенствуются музыкальные способности, прививается вкус.

18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для проявления и развития ребенком
своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций, посредством освоения
двигательной деятельности
Задачи программы
Обучающие:
 изучить основы детского, историко-бытового, народного и
характерного танца, ритмической гимнастики, музыкальной грамоты;
 учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать
их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее
яркими средствами выразительности;

 учить

определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды
ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные
понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая,
умеренно громкая и тихая музыка и т. д.).
Воспитательные:
 формировать умение
доносить информацию
в доступной,
эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со
сверстниками и взрослыми людьми;
 формировать умение организовывать собственную деятельность,
выбирать и использовать средства для достижения её цели;
 формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать
собственное решение;
 воспитание трудолюбия;
 формировать проявление положительных качеств личности и
управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и
условиях;
 формирование интереса к хореографическому искусству;
 формировать
дисциплинированность,
чувство
коллективизма,
ответственности, культуру поведения и общения;
 совершенствовать жизненно-важные навыки и умения чувствовать и
ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям.
Развивающие:
 формировать умений работать в коллективе;
 развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на
музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

 развивать основы музыкальной культуры;
 укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем
организма детей;
 развивать интерес к занятиям ритмикой, формам активного досуга,
развитие координации движения, эстетического вкуса, художественнотворческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
 овладеть основами техники выполнения ритмических движений;
 формировать выразительность пластики движений и жестов в танцах,
играх, хороводах, упражнениях, формирование основных двигательных качеств
и навыков.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 14-15 лет.
Срок реализации программы
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся в разновозрастных группах 2 раза в неделю, по 1 часу,
72 часа в год.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав - 10.

Планируемые результаты освоения программы
Результаты обучения:
 дети знают основы детского, историко-бытового, народного и
характерного танца, ритмической гимнастики, музыкальной грамоты;
 дети воспринимают развитие музыкальных образов и выражать их в
движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими
средствами выразительности;

 дети

определяют музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды

18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные
понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая,
умеренно громкая и тихая музыка и т. д.).
Результаты воспитывающей деятельности:
 дети доносят информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
 дети организовывают собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
 дети работают в группах, представляют и отстаивают собственное
решение;
 проявляют положительные качества личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 дети заинтересованы в хореографическом искусстве;
Результаты развивающей деятельности:
 умеют работать в коллективе;
 у детей развиты музыкальные способности (эмоциональная
отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную
память);
 укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем
организма детей;
 заинтересованы занятиями ритмикой, формами активного досуга,
развитием координации движения, эстетического вкуса, художественнотворческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
 овладели основами техники выполнения ритмических движений;
 сформирована выразительность пластики движений и жестов в танцах,
играх, хороводах, упражнениях, формирование основных двигательных качеств
и навыков.

18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№
п/п
I
II
1
2
3
III
IV
V

Учебный (тематический) план
Количество часов
Название раздела, темы
Всего Теория Практика
Введение в предмет.
Инструктаж по технике
безопасности.
Музыкальная грамота
Характер и темп
музыкального
произведения
Строение музыкального
произведения
Понятие о громкостной
динамике
Общеразвивающие
упражнения
Музыкальные игры
Музыкальноритмические упражнения

Танцевальные
упражнения
Ориентировка в
VII пространстве и
коллективе
Ориентировка
в
движений
1 направлении
вперед, назад, вправо, влево,
в круг, из круга.
Музыкальные построения в
2 колонну, шеренгу. Шаг по
диагонали
Выполнение
простых
3 движений
при
ходьбе,
соблюдая дистанцию.
VIII Ритмическая миниатюра
VI

1

1

0

8

3

5

3

1

2

3

1

2

2

1

1

2

0

2

3

0

3

6

0

6

4

0

4

8

0

8

2

0

2

3

0

3

3

0

3

7

1

6

Формы
аттестации
(контроля)

Выполнение
комплекса
ритмической
гимнастики

Танец

18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

IX
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
XVI
XVII

с музыкальным
сопровождением
Упражнения на
выстукивание под
музыку.
Элементы народного
танца: ковырялочка.
Элементы народного
танца: хоровод.
Элементы народного
танца: массовый пляс.
Плавность движений
Танцы народов РФ, их
особенности и костюмы
Ритмические упражнения
с предметом
Танцевальные движения
в разном темпе
Ритмические игры
Подведение итогов

XVIII
ИТОГО

4

0

4

5

1

4

5

1

4

5

1

4

2

0

2

2

2

0

3

0

3

2

0

2

3

0

3

2

0

2

72

10

62

Танец

Выполнение
изученных
упражнений

18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Элементы музыкальной грамоты
Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки.
Понятие о громкостной динамике. Общие понятия о паузах. Строение
музыкального произведения.
Ориентировка в пространстве и коллективе
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, вправо, влево, в круг, из
круга. Музыкальные построения в колонну, шеренгу. Шаг по диагонали.
Выполнение простых движений при ходьбе, соблюдая дистанцию.
Произвольное размещение и построение в шахматном порядке в заданном
промежутке времени и в музыкальном оформлении.
Общеразвивающие упражнения
Потягивания. Ходьба на носках с фиксацией корпуса. Потягивания с наклоном
вперед и прогибом спины. Затяжные наклоны вправо-влево. Присед,
полуприсед на полупальцах – широкая выворотная позиция. Упражнения «махдощечка», «вертолет», «плечики», «сброс», «взлет», «акцент», вращения и
повороты головы.
Ритмическая
миниатюра
среднего
сопровождением простого характера.

темпа

с

музыкальным

Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения
Прыжки (на двух ногах, по I, VI позициям, на одной ноге, поочередно на
одной и двух ногах, с выбрасыванием ноги в сторону); марш, виды марша; то
бегом, то шагом; ускоряя, замедляя шаги; «Пружинка» (с поворотом, в боковом
шаге, с движениями рук); шаги вперед с движениями рук; приставной шаг;
притопы (одной ногой, двумя ногами, поочередные, с правильной постановкой
рук, головы); бег (с высоким подниманием голени, легкий на полупальцах с
фиксацией корпуса, по кругу в заданном ритме, соблюдая дистанцию

Формы контроля
Занятия проводятся по традиционной схеме: подготовительная часть, основная,
заключительная. Подготовительная часть включает в себя элементы разминки.
Основная часть - это освоение материала историко-бытового, классического,
народно-сценического танца с отработкой элементов движений и комбинаций,
работа над композициями, этюдами и танцами. заключительная часть - это
упражнения на расслабление мышц, растяжки и подведение итогов урока.
18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат» (М.: ТЦ
Сфера, 2016)
2. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (С.П., 2017)
3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5
классы» (М.: ВАКО, 2016)
4. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Авторсоставитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (Волгоград: Учитель, 2016)
5. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы» (М.: ВАКО,
2017)
6. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу» (М., 2016)
Учебно-методический комплекс.
7. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие» ( М.:
МГИУ, 2017)
8. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебнометодическое пособие» (М.: Издательство «Глобус», 2016)
9. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие»
(М.: ВЛАДОС, 2017)

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».