Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Ритмика» НАПРАВЛЕННОСТЬ: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ Уровень: базовый Возраст обучающихся: 10-12 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Сиваченко Дарья Андреевна, педагог дополнительного образования пгт Сосьва, 2021 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Пояснительная записка Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Показатель Нормативное обоснование Основные статьи 2, 12 и 75 Закона № 273-ФЗ характеристики программы Порядок статьи 12, 47 и 75 Закона № 273-ФЗ проектирования Условия реализации Содержание программ Организация образовательного процесса – пункты 1–3 и 9 статьи 13, пункты 1, 5 и 6 статьи 14, статьи 15, 16, 33, 34 и 75 Закона № 273-ФЗ; – СанПиН 2.4.4.3172-14 – пункты 9, 22, 23, 25 статьи 2, пункт 5 статьи 12, пункты 1 и 4 статьи 75 Закона № 273-ФЗ; – приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196; – Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р – статьи 15, 16, 17 и 75 Закона № 273-ФЗ; – приказ Минпросвещения № 196; – СанПиН 2.4.4.3172-14 Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Ритмика» - спортивно-оздоровительная. Уровень освоения программы - базовый. 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Актуальность программы Актуальность программы заключается в приобщении обучающихся к знаниям танцевальной культуры и приобретение двигательных навыков. Дети начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, что способствует развитию творчества. При занятиях ритмикой у детей происходят положительные личностные изменения и формирование способности к творчеству, в основе которого лежат особые способы отражения мира с помощью специфической модели –художественного образа. Основная идея программы состоит в том, чтобы наряду с общеобразовательными предметами дети получали эстетическое, этическое воспитание. Приобщались к культуре накопленной предыдущими поколениями, повышали духовное развитие, нравственные нормы и развивали творческий потенциал, и, начиная с младшего возраста, могли адаптироваться в окружающем мире. Педагогическая целесообразность программы Танцевальные движения способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества. Систематические занятия ритмикой детей школьного возраста очень полезны для физического развития, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях. Программа педагогически целесообразна, так как занятия по ритмике направлены на удовлетворение естественной потребности в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности. Занятия танцами способствуют профилактике нарушений, формированию ценностного отношения к своему здоровью, воспитанию культуры здорового образа жизни. В процессе освоения танцевальных композиций у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается вкус. 18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций, посредством освоения двигательной деятельности Задачи программы Обучающие: изучить основы детского, историко-бытового, народного и характерного танца, ритмической гимнастики, музыкальной грамоты; учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.). Воспитательные: формировать умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; формировать умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; формирование умения работать в группах, представлять и отстаивать собственное решение; воспитание трудолюбия; формировать проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; формирование интереса к хореографическому искусству; формировать дисциплинированность, чувство коллективизма, ответственности, культуру поведения и общения; совершенствовать жизненно-важные навыки и умения чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям. Развивающие: формировать умений работать в коллективе; развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память); 18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) развивать основы музыкальной культуры; укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; развивать интерес к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественнотворческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора; овладеть основами техники выполнения ритмических движений; формировать выразительность пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях, формирование основных двигательных качеств и навыков. Категория обучающихся Программа предназначена для обучающихся 10-12 лет. Срок реализации программы Срок реализации программы - 1 год. Режим занятий Занятия проводятся в разновозрастных группах 2 раза в неделю, по 1 часу, 72 часа в год. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав - 5 человек. Планируемые результаты освоения программы Результаты обучения: дети знают основы детского, историко-бытового, народного и характерного танца, ритмической гимнастики, музыкальной грамоты; дети воспринимают развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; 18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) дети определяют музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.). Результаты воспитывающей деятельности: дети доносят информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; дети организовывают собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; дети работают в группах, представляют и отстаивают собственное решение; проявляют положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; дети заинтересованы в хореографическом искусстве; Результаты развивающей деятельности: умеют работать в коллективе; у детей развиты музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память); укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; заинтересованы занятиями ритмикой, формами активного досуга, развитием координации движения, эстетического вкуса, художественнотворческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора; овладели основами техники выполнения ритмических движений; сформирована выразительность пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях, формирование основных двигательных качеств и навыков. 18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № п/п I II 1 2 3 III IV V Учебный (тематический) план Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. Музыкальная грамота Характер и темп музыкального произведения Строение музыкального произведения Понятие о громкостной динамике Общеразвивающие упражнения Музыкальные игры Музыкальноритмические упражнения Танцевальные упражнения Ориентировка в VII пространстве и коллективе Ориентировка в движений 1 направлении вперед, назад, вправо, влево, в круг, из круга. Музыкальные построения в 2 колонну, шеренгу. Шаг по диагонали Выполнение простых 3 движений при ходьбе, соблюдая дистанцию. VIII Ритмическая миниатюра VI 1 1 0 8 3 5 3 1 2 3 1 2 2 1 1 2 0 2 3 0 3 6 0 6 4 0 4 8 0 8 2 0 2 3 0 3 3 0 3 7 1 6 Формы аттестации (контроля) Выполнение комплекса ритмической гимнастики Танец 18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII с музыкальным сопровождением Упражнения на выстукивание под музыку. Элементы народного танца: ковырялочка. Элементы народного танца: хоровод. Элементы народного танца: массовый пляс. Плавность движений Танцы народов РФ, их особенности и костюмы Ритмические упражнения с предметом Танцевальные движения в разном темпе Ритмические игры Подведение итогов XVIII ИТОГО 4 0 4 5 1 4 5 1 4 5 1 4 2 0 2 2 2 0 3 0 3 2 0 2 3 0 3 2 0 2 72 10 62 Танец Выполнение изученных упражнений 18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Элементы музыкальной грамоты Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки. Понятие о громкостной динамике. Общие понятия о паузах. Строение музыкального произведения. Ориентировка в пространстве и коллективе Ориентировка в направлении движений вперед, назад, вправо, влево, в круг, из круга. Музыкальные построения в колонну, шеренгу. Шаг по диагонали. Выполнение простых движений при ходьбе, соблюдая дистанцию. Произвольное размещение и построение в шахматном порядке в заданном промежутке времени и в музыкальном оформлении. Общеразвивающие упражнения Потягивания. Ходьба на носках с фиксацией корпуса. Потягивания с наклоном вперед и прогибом спины. Затяжные наклоны вправо-влево. Присед, полуприсед на полупальцах – широкая выворотная позиция. Упражнения «махдощечка», «вертолет», «плечики», «сброс», «взлет», «акцент», вращения и повороты головы. Ритмическая миниатюра среднего сопровождением простого характера. темпа с музыкальным Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения Прыжки (на двух ногах, по I, VI позициям, на одной ноге, поочередно на одной и двух ногах, с выбрасыванием ноги в сторону); марш, виды марша; то бегом, то шагом; ускоряя, замедляя шаги; «Пружинка» (с поворотом, в боковом шаге, с движениями рук); шаги вперед с движениями рук; приставной шаг; притопы (одной ногой, двумя ногами, поочередные, с правильной постановкой рук, головы); бег (с высоким подниманием голени, легкий на полупальцах с фиксацией корпуса, по кругу в заданном ритме, соблюдая дистанцию Формы контроля Занятия проводятся по традиционной схеме: подготовительная часть, основная, заключительная. Подготовительная часть включает в себя элементы разминки. Основная часть - это освоение материала историко-бытового, классического, народно-сценического танца с отработкой элементов движений и комбинаций, работа над композициями, этюдами и танцами. заключительная часть - это упражнения на расслабление мышц, растяжки и подведение итогов урока. 18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат» (М.: ТЦ Сфера, 2016) 2. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (С.П., 2017) 3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы» (М.: ВАКО, 2016) 4. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Авторсоставитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (Волгоград: Учитель, 2016) 5. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы» (М.: ВАКО, 2017) 6. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу» (М., 2016) Учебно-методический комплекс. 7. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие» ( М.: МГИУ, 2017) 8. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебнометодическое пособие» (М.: Издательство «Глобус», 2016) 9. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие» (М.: ВЛАДОС, 2017) 18