Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Общевоинская подготовка» НАПРАВЛЕННОСТЬ: Военно-патриотическая Уровень: базовый Возраст обучающихся: 12-16 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Военков Сергей Анатольевич, педагог дополнительного образования пгт Сосьва, 2021 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Пояснительная записка Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Показатель Нормативное обоснование Основные статьи 2, 12 и 75 Закона № 273-ФЗ характеристики программы Порядок статьи 12, 47 и 75 Закона № 273-ФЗ проектирования Условия реализации – пункты 1–3 и 9 статьи 13, пункты 1, 5 и 6 статьи 14, статьи 15, 16, 33, 34 и 75 Закона № 273-ФЗ; – СанПиН 2.4.4.3172-14 Содержание программ – пункты 9, 22, 23, 25 статьи 2, пункт 5 статьи 12, пункты 1 и 4 статьи 75 Закона № 273-ФЗ; – приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196; – Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р Организация – статьи 15, 16, 17 и 75 Закона № 273-ФЗ; образовательного – приказ Минпросвещения № 196; процесса – СанПиН 2.4.4.3172-14 Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военнопатриотическому воспитанию обучающихся должна проводиться комплексно, что позволит подросткам повысить мотивацию развития интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Военно-патриотическое воспитание и военно-прикладные виды спорта» физкультурно-спортивная. Уровень освоения программы - базовый. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Актуальность программы Актуальность программы заключается в необходимости акцентировать внимание педагогов на патриотическом воспитании и гражданском становлении подрастающего поколения. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. В последние десятилетия в силу ряда причин у общества изменилось отношение к военной службе. Одной из основных причин уклонения граждан от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, является боязнь физических и моральных нагрузок, которые неизбежно возникают в период исполнения воинской обязанности; отсутствие мотивационного восприятия военной службы и снижение ее престижа в целом. Наряду с освоением теоретического материала программа предусматривает развитие коммуникативных способностей обучающихся (10 - 18 лет), расширение их кругозора, формирование специальных профессиональных знаний и умений, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту. Военно-прикладные виды спорта являются составной частью содержания деятельности по патриотическому воспитанию школьников. Педагогическая целесообразность программы Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения личности ребёнка, её интеграции в системе укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности; отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Программа педагогически целесообразна, так как способствует совершенствованию работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, которая не всегда эффективно реализуется на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) уроке. Реализация программы создает условия для более разностороннего раскрытия индивидуальных способностей ребенка, его креативности, познавательно-исследовательских интересов, подготовки обучающегося к защите Родины, развитию у подростка желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Цели и задачи Помимо общих целей и задач военно-патриотического воспитания, определенных Стратегией патриотического воспитания граждан в Свердловской области (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 11.06.2014 № 486-ПП), реализация образовательной программы позволит осуществить решение следующих задач: организационных: 1) создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе; 2) формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы военно-патриотического воспитания; 3) оптимизация использования материально-технических средств и иных ресурсов для решения общих задач; учебных: 1) изучение военной истории России и вклада Урала в укрепление обороны российского государства, истории Вооруженных Сил России; 2) изучение основ государственного строя и федеративного устройства Российской Федерации, законодательства о защите Отечества; 3) ознакомление обучающихся ВПК с назначением, задачами, структурой, боевыми традициями армии и флота, порядком прохождения военной службы по призыву и по контракту, а также порядком поступления в учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации и других силовых структур; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 4) изучение материальной части и боевых свойств стрелкового оружия, правил его сбережения и хранения, мер безопасности при обращении с оружием и при проведении стрельб; 5) изучение поражающих факторов оружия массового поражения и способов защиты от него, приобретение первичных навыков использования средств индивидуальной защиты; 6) получение навыков ориентирования на местности различными способами, работы с топографическими картами; 7) изучение порядка и правил оказания первой медицинской помощи, получение практических навыков в оказании первой медицинской помощи себе и окружающим; 8) изучение общих обязанностей военнослужащих, обязанностей должностных лиц суточного наряда и караула, порядка выполнения приказа, требований воинской дисциплины, правил воинской вежливости и воинского приветствия; 9) получение навыков в выполнении обязанностей военнослужащих перед построением и в строю, четкого и правильного выполнения строевых приемов; 10) освоение и совершенствование общей (специальной) физической подготовки и приемов рукопашного боя; 11) изучение основ ведения боевых действий и обязанностей солдата в бою, приобретение первичных навыков действий в различных видах боя; воспитательных: 1) формирование у молодых людей чувства патриотизма, гражданского самосознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей; 2) воспитание уважительного отношения к истории Отечества и его Вооруженных Сил, к подвигам старших поколений; 3) формирование потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 4) привитие самостоятельности, сознательной дисциплинированности и культуры поведения, чувства ответственности за свои поступки; 5) воспитание силы воли, умения концентрироваться на достижении поставленной цели; развивающих: 1) развитие интереса к служению российскому государству, к социально значимой деятельности; 2) развитие познавательных интересов; 3) развитие и поддержание хорошей физической формы; 4) развитие психологической устойчивости, правильные решения в сложной обстановке; умения принимать 5) развитие позитивных личностных качеств: навыков самообслуживания, организаторских способностей, ответственности, смелости, решительности, коммуникативности. Прогнозируемые результаты В результате прогнозируется: внедрения и реализации типовой программы в организационном плане: 1) создание координационного центра военно-патриотического воспитания, что позволит осуществить внедрение типовой программы, кооперацию материально-технических и иных ресурсов, которыми располагают ВПК для решения общих задач, целевое материальнотехническое обеспечение деятельности ВПК; в учебно-развивающем плане: 1) развитие у обучающихся ВПК общего кругозора, внимания, памяти, навыков самообслуживания, позитивных личностных качеств: организаторских способностей, ответственности, смелости, коммуникативности; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 2) формирование у обучающихся ВПК потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации, умения объективно оценивать свои возможности; 3) формирование у обучающихся ВПК объективного представления о роли государства в области обороны, о военной службе и Вооруженных Силах Российской Федерации; 4) повышение уровня военной и физической подготовки обучающихся ВПК, что окажет положительное влияние на качестве допризывной подготовки в целом; 5) формирование у обучающихся ВПК профессионально значимых качеств и готовности к их активному проявлению в общественной жизни и в процессе государственной, в том числе военной, службы; в воспитательном плане: 1) воспитание уважительного отношения к истории Отечества и Вооруженных Сил, истории малой Родины, к старшим поколениям; 2) формирование патриотических чувств, деятельного проявления патриотизма, стремления к созидательному труду на благо общества и государства; 3) осознание необходимости в здоровом образе жизни, активном отдыхе, в занятиях физической культурой и спортом; 4) формирование потребности к осознанному дисциплинированному и культурному поведению. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Содержание рабочей программы дополнительного образования Военная история России. Страницы воинской славы России. Место подвига – Афганистан. Великая Победа великого народа. Разгром милитаристской Японии – окончание Второй мировой войны (к 75-летию окончания Второй мировой войны). История великих побед российской армии и российского флота (к Дню защитника Отечества). Награды периода Великой Отечественной (к Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов). История российского офицерского корпуса. Российская армия в локальных войнах и вооруженных конфликтах ХХ-ХХI веков. История великих побед российской армии и российского флота (к Дню защитника Отечества). Выдающиеся российские конструкторы вооружения и военной техники. Общевоинская подготовка. Назначение Вооруженных Сил Российской Федерации, виды и рода войск. Защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Общие положения Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская дисциплина. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Строевая подготовка. Одиночная строевая подготовка. Строй. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)». Повороты на месте. Одиночная строевая подготовка. Движение строевым шагом. Изменение скорости движения. Одиночная строевая подготовка. Отдание воинского приветствия на месте и в движении вне строя. Одиночная строевая подготовка. Выход военнослужащего из строя и постановка в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый и походный строи отделения. Построения, перестроения, повороты, перемещения и выполнение приемов с оружием. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Строи взвода. Развернутый и походный строй взвода. Построение, выравнивание, повороты взвода. Перестроения взвода из одношереножного в двухшереножный и наоборот, из развернутого двухшереножного строя - в колонну и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Перемена направления движения взвода в походном строю. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Огневая подготовка. Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при проведении стрельб в тире. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Меткость стрельбы и выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания. Корректирование стрельбы. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Общее устройство, принцип работы автоматики. Порядок неполной разборки и сборки. Принадлежность к автомату. Порядок чистки и смазки автомата. Порядок хранения автомата. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Изготовка к стрельбе и производство стрельбы из положения лежа с руки и с упора. Прекращение стрельбы, разряжание и осмотр автомата после стрельбы. Практическая стрельба из пневматической винтовки. Тактическая подготовка. Характеристика современного боя. Виды боевых действий. Боевой, предбоевой и походный порядок отделения и взвода (теория и практика). Обязанности солдата в бою. Выбор места для наблюдения и ведения огня (практика). Самоокапывание и маскировка под огнем противника. Использование местных предметов и укрытий для ведения огня (практика). Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Способы передвижения солдата в бою: ускоренным шагом (бегом), перебежками и переползанием (практика). Выдвижение к объекту атаки с преодолением заграждений различными способами и атака (практика). Уничтожение противника в траншеях огнем, гранатами и в рукопашном бою (практика). Основы управления в бою. Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью (теория и практика). Военная топография (ориентирование на местности). Ориентирование на местности без карты. Сущность ориентирования. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, признакам местных предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов (практика). Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Военно-медицинская подготовка. Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил гигиены в полевых условиях. Предупреждение инфекционных заболеваний. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных средств для иммобилизации при переломах костей. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране и классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств при остановке кровотечений. Наложение повязок при различных ранениях. Способы транспортировки раненых с поля боя. Туристическая подготовка. Личное и групповое туристическое снаряжение. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. Узлы. Питание в туристическом походе. Правила движении в походе, преодоление препятствий. Техника безопасности и правила поведения при проведение туристических походов, занятий. Формы обучения: По количеству детей, участвующих в занятии – групповые. По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) обучающегося – теоретические занятия, участие в спортивно-массовых мероприятиях и спортивных праздниках, конкурсах и т.д. По дидактической цели – вводное занятие, занятие по совершенствованию теоретической подготовленности, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Причем учебно-тренировочные занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей (СПТ, ТТП). Так как на начальном этапе, больше внимания уделяется теоретической и общефизической подготовленности. Методы обучения: Словесные Наглядные Практические Поисковые Место учебного предмета в системе дополнительного образования Образовательная программа дополнительного образования по военнопатриотическому воспитанию предусматривает преподавание по нескольким образовательным областям: 1. 2. 3. 4. Военная история Отечества ; Общевоинская подготовка; Военная топография ; Военно-медицинская подготовка 68часов, 2 часа в неделю занятий со старшей группой обучающихся; 68 часов, 2 часа в неделю занятий со средней группой обучающихся; 136 часов, 4 часа в неделю занятий с младшей группой обучающихся. Для занятий в военно-патриотическом клубе формируется 3 разновозрастных группы обучающихся. Всего планируется выдать - 272 часа, 8 часов в неделю. Занятия проводятся в соответствии с расписанием в 2 смены. Язык преподавания: русский. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий самостоятельно определяется соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных технологий. Тематическое планирование по предмету «Общевоинская подготовка» для обучающихся 1 года обучения 10-12 лет № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема Военная история Отечества Общевоинская подготовка Строевая подготовка Военная топография (ориентирование на местности) Военно-медицинская подготовка Туристическая подготовка Всего Количество часов 20 30 36 10 20 20 136 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения) Наименование темы Тема занятия Кол. часов Военная история Отечества Страницы воинской славы России. 2 Место подвига – Афганистан 1 Великая Победа великого 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) народа Разгром милитаристской Японии – окончание Второй мировой войны (к 75-летию окончания Второй мировой войны) 1 «Наука побеждать» (к 285летию со дня рождения А.В. Суворова) 1 Золотые звезды мужества (к Дню Героев Отечества) 1 История великих побед российской армии и российского флота (к Дню защитника Отечества) 2 Награды периода Великой 2 Отечественной (к Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов) История российского офицерского корпуса 2 Российская армия в локальных войнах и вооруженных конфликтах ХХ-ХХI веков 2 Выдающиеся российские конструкторы вооружения и военной техники 2 История великих побед российской армии и российского флота (к Дню защитника Отечества) 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Общевоинская подготовка Тема занятия Кол. часов Назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. 2 Виды Вооруженных Сил РФ 2 Защита Отечества – долг и 2 обязанность гражданина Российской Федерации. Общие положения Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации 2 Воинская дисциплина 2 Дисциплинарный устав ВС РФ 2 Устав гарнизонной, и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации 2 Обязанности дневального по роте 2 Обязанности часового на посту 2 Ответственность военнослужащих 2 Строевой устав ВС РФ 2 Строи и управление ими. Обязанности командиров и военнослужащих при 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) построении и в строю Строевая подготовка Строевые приемы и движение без оружия и с оружием 5 Одиночная строевая подготовка. Строй. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)». Повороты на месте 4 Одиночная строевая подготовка. Движение строевым шагом. Изменение скорости движения 4 Одиночная строевая подготовка. Повороты в движении 5 Одиночная строевая подготовка. Отдание воинского приветствия на месте и в движении вне строя 6 Одиночная строевая подготовка.Выход военнослужащего из строя и постановка в строй. Подход к начальнику и отход от него 6 Развернутый и походный строи 5 отделения. Построения, перестроения, повороты, перемещения и выполнение приемов с оружием. Выполнение воинского Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) приветствия в строю на месте и в движении Строи взвода. Развернутый и походный строй взвода. Построение, выравнивание, повороты взвода. Перестроения взвода из одношереножного в двухшереножный и наоборот, из развернутого двухшереножного строя - в колонну и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Перемена направления движения взвода в походном строю. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении Наименование темы Ориентирование на местности без карты Тема занятия 6 Кол. часов Ориентирование на местности без карты. Сущность ориентирования. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, признакам местных предметов. Определение своего местоположения относительно 2 окружающих местных предметов (практика) Ориентирование на местности по 2 азимутам. Магнитный азимут. 2 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Военномедицинская подготовка Определение азимутов на местные предметы. Подготовка данных для движения по азимуту. 2 Тема занятия Кол. часов Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил гигиены в полевых условиях. Предупреждение инфекционных заболеваний 5 Первая медицинская помощь при 5 переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных средств для иммобилизации при переломах костей Первая медицинская помощь при 10 ранениях и кровотечениях. Понятие о ране и классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств при остановке кровотечений. Наложение повязок при различных ранениях. Туристическая подготовка Наименование темы Всего Спортивный туризм, скалолазание, ориентирование, история 1 развития Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Личное и групповое туристическое снаряжение Организация туристического быта. Привалы и ночлеги Узлы Питание в туристическом походе Туристические должности в группе Правила движении в походе, преодоление препятствий Техника безопасности и правила поведения при проведение туристических походов, занятий 2 1 6 2 2 4 2 Тематическое планирование по предмету «Общевоинская подготовка» для обучающихся 2 года обучения 13-14 лет № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема Государственное устройство и государственные символы Российской Федерации Армия и культура Строевая подготовка Тактическая подготовка Огневая подготовка Военная топография (ориентирование) Первая неотложная помощь при ранениях и кровотечениях Способы транспортировки раненых Экстренная реанимационная помощь Количество часов 2 6 10 15 12 5 3 1 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 10. Туристическая подготовка Всего 11 68 Учебно – тематический план 2 год обучения тема Содержание темы Количество часов Государственное устройство и государственные символы Российской Федерации Основы конституционного строя Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина 1 Государственные символы Российской Федерации. История государственной символики России 1 Воины Российской армии – выдающиеся ученые и деятели культуры 1 Армия и культура «Нам песня жить и служить 1 помогает…» (песни о военной службе, патриотические песни) «Они сражались за Родину» 1 Кодекс чести российского офицера 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Строевая подготовка Образ защитника Отечества в отечественной кинематографии 1 Российские военные марши 1 Строи взвода. Развернутый и походный строй взвода. Построение, выравнивание, повороты взвода. Перестроения взвода из одношереножного в двухшереножный и наоборот, из развернутого двухшереножного строя - в колонну и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Перемена направления движения взвода в походном строю. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении 5 Построение личного состава 5 для проведения воинских ритуалов. Вынос Государственного флага Российской Федерации. Исполнение Государственного гимна. Прохождение торжественным маршем. Относ Государственного флага Российской Федерации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Огневая подготовка Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при проведении стрельб в тире 1 Основы стрельбы из 1 стрелкового оружия. Меткость стрельбы и выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания. Корректирование стрельбы Назначение и боевые свойства 2 автомата Калашникова. Общее устройство, принцип работы автоматики. Порядок неполной разборки и сборки Принадлежность к автомату. Порядок чистки и смазки автомата. Порядок хранения автомата 1 Снаряжение магазина 2 патронами и заряжание автомата. Изготовка к стрельбе и производство стрельбы из положения лежа с руки и с упора. Прекращение стрельбы, разряжание и осмотр автомата после стрельбы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Тактическая подготовка Практическая стрельба из пневматической винтовки 5 Требования безопасности при проведении занятий по тактической подготовке, возможные последствия их нарушения. Обязанности курсантов по соблюдению требований безопасности 1 Характеристика современного боя. Виды боевых действий 1 Боевой, предбоевой и 2 походный порядок отделения и взвода (теория и практика) Выполнение приемов "К 1 БОЮ", "ВСТАТЬ". Перебежки и переползания. Действия личного состава при внезапном нападении противника. Команды, подаваемые для передвижения личного состава в бою Обязанности солдата в бою 1 Выбор места для наблюдения и 1 ведения огня (практика) Самоокапывание и маскировка под огнем противника. Использование местных предметов и укрытий для ведения огня (практика) 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Способы передвижения солдата в бою: ускоренным шагом (бегом), перебежками и переползанием (практика) 2 Выдвижение к объекту атаки с 2 преодолением заграждений различными способами и атака (практика) Уничтожение противника в траншеях огнем, гранатами и в рукопашном бою (практика) 2 Основы управления в бою. 2 Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью (теория и практика) Ориентирование, выдерживание направления наступления и обозначение своего положения (практика) Ориентирование на местности по карте (военная топография) 2 Топографические карты, их назначение и краткая характеристика. 1 Основные элементы содержания карты. Измерение расстояний по карте. Изучение участка местности. Чтение карты по 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) маршруту движения Ориентирование на местности по карте. 1 Ориентирование карты по 1 направлениям на стороны горизонта, на ориентиры, по линейному ориентиру. Опознавание ориентиров. Выход в пункт назначения (практика) 1 Первая неотложная помощь при ранениях и кровотечениях Первая медицинская помощь 3 при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране и классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств при остановке кровотечений. Наложение повязок при различных ранениях. Способы транспортировки раненых Порядок транспортировки раненых 1 Экстренная реанимационная помощь Признаки биологической и клинической смерти. 1 Техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Туристическая подготовка Понятие о топографической и спортивной карте Условные знаки Ориентирование по горизонту, азимут Компас. Работа с компасами Измерение расстояний Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки 2 2 2 2 1 2 Тематическое планирование по предмету «Общевоинская подготовка» для обучающихся 3 года обучения 15-17 лет № 1. Тема Военная история Отечества (Урал-опорный край Количество часов 12 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) 2. 3. 4. 5. 6. 7. державы) Общевоинские Уставы Вооруженных Сил РФ Строевая подготовка Тактическая подготовка Первая неотложная помощь при кровотечениях Способы наложения повязок Всего 6 20 22 6 2 68 Календарно – тематический план 3 год обучения Военная история Отечества. Летопись родного края (история Урала и Свердловской области) История освоения Урала 1 Уральские полки на фронтах Первой мировой войны 1914 – 1918 годов 1 «Урал – опорный край державы». Вклад уральцев в Победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Уральский добровольческий танковый корпус 1 Ратные подвиги земляков 1 История промышленного Урала 1 Природные памятники Урала 1 История создания и боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса 1 Соединения и части, сформированные на Урале в годы Великой Отечественной 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) войны Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации Строевая подготовка Символы Свердловской области 1 История и культура народов Урала 1 Уральский добровольческий танковый корпус в боях за Родину 1 Наши земляки – полководцы Великой Отечественной 1 Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации 1 Воинская дисциплина 1 Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации 1 Строи и управление ими. Обязанности командиров и военнослужащих при построении и в строю 1 Строевые приемы и движение без оружия и с оружием 2 Одиночная строевая подготовка. Строй. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)». Повороты на месте Одиночная строевая подготовка. Движение строевым шагом. Изменение скорости движения 1 Одиночная строевая подготовка. Повороты в движении 1 Одиночная строевая подготовка. Отдание воинского приветствия на месте и в движении вне строя 2 Одиночная строевая подготовка.Выход военнослужащего из строя и постановка в строй. Подход к начальнику и отход от него 2 Развернутый и походный строи 2 отделения. Построения, перестроения, повороты, перемещения и выполнение приемов с оружием. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении Строи взвода. Развернутый и походный строй взвода. Построение, выравнивание, повороты взвода. Перестроения взвода из одношереножного в 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) двухшереножный и наоборот, из развернутого двухшереножного строя - в колонну и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Перемена направления движения взвода в походном строю. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении Тактическая подготовка 2 Построение личного состава для проведения воинских ритуалов. Вынос Государственного флага Российской Федерации. Исполнение Государственного гимна. Прохождение торжественным маршем. Относ Государственного флага Российской Федерации 1 Выполнение приемов "К БОЮ", "ВСТАТЬ". Перебежки и переползания. Действия личного состава при внезапном нападении противника. Команды, подаваемые для передвижения личного состава в бою 2 Основы управления в бою. Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) сигналов и команд, подаваемых днем и ночью (теория и практика) Ориентирование, выдерживание направления наступления и обозначение своего положения (практика) 2 Действия солдата в обороне (в траншее, окопе) с началом огневой подготовки и применением противником зажигательного оружия (практика) 2 Тактико-технические характеристики основных образцов вооружения, боевой техники и средств разведки иностранных армий 2 Вооружение и боевая техника мотострелковых подразделений Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их назначение, тактикотехнические характеристики 2 Тактическая игра на местности 4 Военно-медицинская подготовка Первая неотложная помощь при кровотечениях. 2 Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране и классификация ран. Виды кровотечений. 2 Использование табельных и 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) подручных средств при остановке кровотечений. Способы наложения повязок. Всего: 68 часов Наложение повязок при различных ранениях: в голову, в грудную клетку, в верхние и нижние конечности 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Героико-патриотическое воспитание в школе: детскиеобъединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность/ Авт.-сост. Т.А. Орешкина. Волгоград: Учитель, 2019. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник дляобучающихся 11кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2020. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника . - М.: 2019. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по ОБЖ / Авт.-сост. Г.А. Колодниц, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - М.: Дрофа, 2019. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Приказом Министра обороны РФ от 11.03.2006 N 111) Учебно-методическое пособие. /Р.А. Денисов, С.В. Михайлова.- Саров: СГТ, 2019. - 161 с. Учебное пособие «Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской чести». - М., 2018.