_11. ДООП Лёгкая атлетика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» августа 2021 г.
Протокол № 3

Утверждена
приказом от 01.09.2021 № 297
«Об утверждении дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Лёгкая атлетика»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 8 - 17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Исаков Александр Петрович,
педагог дополнительного образования

п. Сосьва
2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Легкая атлетика» (далее – программа) является составной частью основной
общеобразовательной программы МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных
документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт основного общего
образрвания/Мин-во образования и науки РФ. – М. :Просвещение, 2010 –
(стандарты нового поколения) Письмо Министерства образования и
науки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических
рекомендаций»;
письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий в целях
реализации курсов внеурочной деятельности»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности»;
Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта
второго
поколения, авторской
программы
Шевченко
Л.Л. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения - М.:
Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, М., 2012.186с.;
ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Старооскольского городского округа;
Положение о рабочей программе внеурочной деятельности по ФГОС
НОО, ООО, СОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Старооскольского городского округа;
Положение
об
организации
внеурочной
деятельности
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 6» Старооскольского городского
округа.
При разработке программы использованы следующие методические
пособия:
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Легкая
атлетика» для учащихся 5-9 классов (составители: Сычева Е.Р., Полегаева И.Ю.),
рассмотрена и утверждена МЭС УО 25.12.2015г. протокол №13
Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена
общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение
здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной

проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью
является рост числа социально обусловленных заболеваний.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание
приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта,
морально - волевых и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие
творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их
собственной предметной деятельности также является отличительной чертой
данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и
активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости
осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в
младшем школьном возрасте, что повышает самооценку ребёнка, и его оценку в
глазах окружающих. Программа предусматривает постепенное развитие
физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и
индивидуализации педагогического процесса.
Педагогической целесообразностью создания программы можно считать,
что программа по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации
целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и
правонарушений, а также укреплению здоровья через всестороннее развитие
двигательной активности школьника при занятиях легкой атлетикой.
Цель - создание системы педагогической работы, направленной на
всестороннее физическое развитие детей, укрепление их здоровья, повышение
функциональных возможностей организма.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
формирование специальных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
развитие физических способностей;
раскрытия потенциала каждого ребенка;
развития морально-волевых качеств;
развития внимания, мышления.
Воспитательные:
воспитание нравственных, эстетических личностных качеств
обучающихся:
доброжелательности, трудолюбия, честности, порядочности, ответственности,
культуры поведения, уважения к людям,
взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Форма организации – дополнительной образование.
Программа «Легкая атлетика» составлена из расчета 6 часов в неделю. Итого 72 часа в год, контрольных нормативов, тестов, контроля техники упражнений.
Этапы:

первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и
овладение базовыми основами техники избранного вида спорта (3-4 класс);
второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных
физических качеств и двигательных навыков(5-9 класс);
Направление данной программы – спортивно-оздоровительное
Срок реализации программы – 1 год.
1.Планируемые результаты освоения курса
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять
утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
 находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
 общаться
и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
 обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
 организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
 планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
 анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
 видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические
признаки в движениях и передвижениях человека;
 оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
 управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
 технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Личностные результаты
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных
целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.

-правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации,
-распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно
планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной
физической подготовки.
• руководствоваться правилами поведения на уроках физической культуры;
• в подвижные игры;
• выполнять элементы спортивных игр;
• измерять длину и массу тела, показатели физических качеств.
• рассказывать о первых соревнованиях на территории Древней Руси;
• определять влияние физической подготовки на развитие физических качеств;
• соотносить свои результаты с показателями физической нагрузки;
• понимать влияние закаливания на организм человека;
• самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений,
направленных на развитие определённых физических качеств;
• выполнять комбинации из элементов акробатики;
• организовывать и играть в подвижные игры во время прогулок.
• руководствоваться правилами поведения на уроках физической культуры;
• продумывать и устанавливать последовательность упражнений в комплексах
утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток,
руководствуясь правилами;
• объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении
задания;
• самостоятельно выполнять заданные комплексы упражнений, направленные
на развитие физических качеств;
• координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
В результате освоения курса
Учащиеся научатся правильно и осознанно выполнять упражнения, понимать:
 значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и
совершенствовании
функциональных
возможностей
организма
занимающихся;
 прикладное значение легкоатлетических упражнений;
 правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
 названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
 технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных
учебной программой;
 типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
 упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
 контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
 основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние
дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча
(гранаты) на дальность;

 игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой
атлетики.
 правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой
ситуации,
 распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно
планируемому результату, освоению знаний средств и методов
специальной физической подготовки.
Учащиеся получат возможность научиться:
 соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях лёгкой атлетикой;
 технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой
легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
 контролировать своё самочувствие (функциональное состояние
организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
 выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
 технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой
легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
 контролировать своё самочувствие (функциональное состояние
организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
 выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Содержание курcа.
Раздел 1.Знание о физкультурно-оздоровительной деятельности.
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим
работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой
деятельности, к защите Родины.
Раздел 2.История развития легкой атлетики.
История
развития
легкоатлетического
спорта. Возникновение
легкоатлетических упражнений. Легкая атлетика как наиболее доступный для
любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна,
уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое
значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
Раздел 3.
Теоретические
знания
по
технике
безопасности
легкоатлетических видов спорта. Места занятий, их оборудование и
подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой
атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и
соревнований

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила
пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа
безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их
предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований
отдельных видах бега, ходьбы, в метании меча, прыжках в высоту, длину.

в

Раздел 4. Практические занятия.
1.Прыжки в длину. Общая физическая подготовка.







упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со
сменой скорости и направлений, кроссовый бег,
общеразвивающие упражнения;
прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с
разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие;
силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног;
гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для
мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза;

2.Эстафетный бег. Изучение техники бега, -ознакомление с техникой,
изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями
ног. Низкий старт, стартовый разбег.
3. Изучение техники бега на короткие дистанции (ознакомление с техникой,
изучение техники бега по прямой, изучение техники высокого старта,
выполнение стартовых положений, поворотные выходы со старта без сигнала и
по сигналу, изучение техники низкого старта (варианты низкого старта),
установление стартовых колодок, выполнение стартовых команд). По дистанции
(изучение техники бега по повороту, изучение техники низкого старта на
повороте, изучение техники финиширования, совершенствование в технике бега,
бег 60 м).
Раздел 5. Теоретические знания по технике
спорта.

легкоатлетических видов

1.Общие основы техники прыжков. Прыжки в высоту и длину.
Раздел 6. Практические занятия
1.
Обучение
технике
эстафетного
бега
Совершенствование техники эстафетного бега).

(Встречная

эстафета.

2.Прыжки в высоту.(ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза,
изучение работы рук в сочетании с движениями ног).

ОФП .- упражнения с предметами: со скакалками и мячами.
-упражнения на гимнастических снарядах.
-акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки;
-подвижные игры и эстафеты.
3. Кроссовая подготовка (Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние
дистанции 400-500 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин).
Стартовый разгон. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м.
4.Спортивная ходьба. Ознакомление с отдельными элементами техники
бега и ходьбы.
1. Изучение техники спортивной ходьбы (ознакомление с техникой, изучение
движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног).
5.Бег на короткие дистанции. Равномерный бег 1000-1200 м. Кросс в
сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10
м. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с
ходьбой).
6.Метание мяча. Метание мяча в горизонтальную цель. (ознакомление с
техникой, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с
движениями ног).
7.Эстафетный бег. Совершенствование техники эстафетного бега.
Встречная эстафета.
8. Кроссовая подготовка Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние
дистанции 400-500 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин).
Стартовый разгон. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м
.Равномерный бег 1000-1200 м. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м.
Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10 м. Ходьба и бег в течение 7-8 мин.
Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой).
Контрольные упражнения
спортивных мероприятий.

и

спортивные

соревнования. Согласно

плану

Контрольно-нормативные требования
Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система
педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность
избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого
решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые

стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки
эффективности средств и методов тренировки.
Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом –
правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Учебная программа
предусматривает следующие контрольные упражнения (бег на 30, 60, 100, 1000
м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны
туловища, сидя на полу, метание набивного мяча на дальность). Все они
наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств.
Контрольное тестирование должно проводиться в процессе тренировки на
протяжении 1-2 недель в сентябре и мае.
Материально-техническая база. Занятия, как правило, должны проводиться на
свежем воздухе. Для этого в школе имеются спортивные площадки, яма для
прыжков в длину с разбега, мячи для метания, гранаты, беговые дорожки,
спортивный городок. Так же имеется методический материал с описанием
основных легкоатлетических упражнений, наглядное пособие в виде картинок,
журналов.
Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике
1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям легкой атлетикой допускаются учащиеся, прошедшие
инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения,
расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на
обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
- травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
- выполнение упражнений без разминки.
1.4. При проведении занятий по легкой атлетике должна быть мед. аптечка с
набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания
первой помощи при травмах.
1.5. О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который
информирует об этом администрацию учреждения. При неисправности
спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю
(преподавателю, воспитателю).
1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения
учебных занятий и правила личной гигиены.
1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по
охране труда, привлекаются к ответственности, со всеми обучающимися
проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.8. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть
зубьями вниз, а спортивную обувь — шипами вниз.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме - месте приземления,
проверить отсутствие в песке посторонних предметов.
2.3. Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т.
п.).
2.4. Провести разминку.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей
дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную
отметку.
3.2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.
3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не
приземляться при прыжках на руки.
3.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в
секторе метания.
3.5. Не производить метания без разрешения учителя (преподавателя), не
оставлять без присмотра спортивный инвентарь.
3.6. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за
снарядами для метания без разрешения учителя (преподавателя).
3.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.
3.8. Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;
3.9. в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани,
шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток
запрещено;
3.10. запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами
спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю
(преподавателю).
4.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить
пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

3.Тематическое планирование.
№п/п
1
2
3

Содержание учебного материала
Раздел 1.Знания о физкультурнооздоровительной деятельности
Раздел 2.История развития легкой
атлетики
Раздел 3.Теоретические занятия по
технике легкоатлетических видов
спорта

Кол-во часов
2
1
1

4

Раздел 4.Практические занятия

14

4.1

Изучение техники бега.

5

4.2

Бег на короткие дистанции

9

5.
5.1
6

Раздел 5. «Теоретические занятия
по
технике
легкоатлетических
видов спорта» (1 час).
Прыжки в высоту и длину. Общие
основы техники прыжков.
Раздел 6. Практические занятия (53

1
1
53

часов)
6.1

Прыжки в длину

6

6.2

Эстафетный бег

5

6.3

Кроссовая подготовка

17

6.4

Спортивная ходьба

2

6.5

Бег на короткие дистанции

8

6.6

Прыжки в длину

5

6.7

Эстафетный бег

2

6.8

Прыжки в высоту

8
72 ч.

Календарно–тематическое планирование по легкой атлетике
№
Содержание занятия
занятия
Раздел 1. «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» (2 часа.)
1
Легкая атлетика как одна из форм активного отдыха, основы организации и
проведения занятий по укреплению здоровья. Здоровый образ жизни
человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании.
Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры.
2
Общие представления об оздоровительном беге. Требования к безопасности
и профилактике травматизма.
Организационные
основы
занятий
физкультурно-оздоровительной
деятельностью. Правила подбора физических упражнений и физических
нагрузок.
Раздел 2. «История развития легкой атлетики» (1 час).
3
История развития легкой атлетики. Легкая атлетика в России.
Раздел 3. «Теоретические занятия по технике легкоатлетических видов спорта» (1 час).
4
Анализ
техники
ходьбы
и
бега.
Виды спортивного бега (спринт, бег на выносливость). Основные
кинематические и динамические параметры. Отталкивание, полет. Амортизация,
момент вертикали. Понятие о темпе и ритме. Изменение основных параметров в
зависимости от длины дистанции. Особенности техники бега по повороту, старт,
стартовый разгон, их разновидности. Стартовые колодки и их расстановка.
Кривая изменения скорости в спринтерском беге, средних и длинных
дистанциях.
Раздел 4. Практические занятия (14 часов)
Изучение техники бега (5 часов)
5
Инструктаж по ТБ. ОФП.

Дата
Примеч. По
плану

Фактич.

6
7
8
9
10

11
12

13

14

15

16

Изучение техники бега.
ознакомление
с
техникой
изучение
движений
ног
и
таза
- изучение работы рук в сочетании с движениями ног.
ОФП. Низкий старт, стартовый разбег.
ОФП. Совершенствование техники бега. Подвижная игра.
ОФП. Совершенствование техники бега. Подвижная игра.
ОФП. Совершенствование техники бега. Подвижная игра.
Бег на короткие дистанции (9 часов)
Инструктаж по ТБ. ОФП.
Изучение
техники
бега
на
короткие
дистанции:
ознакомление
с
техникой
- изучение техники бега по прямой
Обучение технике спринтерского бега: высокий старт, стартовый разгон.
Обучение технике спринтерского бега:
- изучение техники высокого старта
- выполнение стартовых положений
Обучение технике спринтерского бега:
- совершенствование техники высокого старта
- поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу.
Обучение технике спринтерского бега:
- совершенствование техники низкого старта (варианты низкого старта);
- установление стартовых колодок
Обучение технике спринтерского бега:
- выполнение стартовых команд
- повторные старты без сигнала и по сигналу
- изучение техники стартового разгона
- изучение техники перехода от стартового разгона к бегу по дистанции
Обучение технике спринтерского бега:

- изучение техники бега по повороту
- изучение техники низкого старта на повороте
- изучение техники финиширования
- совершенствование в технике бега
17
ОФП. Высокий старт с последующим ускорением 10-15 м. Бег 60 м.
18
ОРУ. Контрольное занятие: бег 60 м. Подвижные игры
Раздел 5. «Теоретические занятия по технике легкоатлетических видов спорта» (1 час).
19
Прыжки в высоту и длину. Общие основы техники прыжков. Понятие об
отталкивании в прыжках. Суммарное измерение углов отталкивания. Механизм
отталкивания. Модельные характеристики прыгунов и росто-весовой индекс.
Анализ техники прыжков «согнув ноги» и «перешагивание». Сравнительный
анализ отдельных фаз прыжков. Динамические и кинематические
характеристики прыжков. Общность техники отталкивания и прохождения
момента вертикали.
Раздел 6. Практические занятия (53 часов)
Прыжки в длину (6 часов)
20
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике прыжка в длину с разбега.
21
ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом «прогнувшись»
ознакомление
с
техникой
изучение
отталкивания
- изучение сочетания разбега с отталкиванием
22
ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом «прогнувшись»
изучение
техники
полетной
фазы
- изучение группировки и приземления
23
ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом «прогнувшись»
изучение
прыжка
в
целом
- совершенствование техники
24
ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. Метание мяча на
результат.

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

38

39
40
41
42

ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в медленном темпе.
Эстафетный бег (5 часов)
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике эстафетного бега. Подвижная игра.
ОРУ. Встречная эстафета. Подвижные игры
ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега. Подвижные игры.
ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега. Подвижные игры.
Контрольное занятие: эстафета 4 по 100.
Кроссовая подготовка (17 часов)
ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 300-500 м.
ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 400-500 м. Подвижная
игра.
Инструктаж по ТБ. ОФП. Бег с ускорением. Метание набивных мячей 1 кг.
СПОФП. Бег 30, 60 м. Метание набивных мячей 1 кг.
Бег на средние учебные дистанции. Прыжки в высоту (совершенствование
техники).
СПОФП. Составление и выполнение комплексов упражнений общей физической
подготовки. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Прыжки в высоту.
Составление и выполнение комплексов упражнений специальной физической
подготовки.
Контрольный урок: бег 60 м. Прыжки в высоту «Перешагивание» 5-7 шагов.
Подвижная игра.
СПОФП. Составление и проведение самостоятельных занятий по
совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий.
Стартовый разгон. Челночный бег 3 * 10м и 6 * 10 м. Встречная эстафета.
СП. Повторный бег 2*60 м. Контрольный урок: метание мяча в цель 1*1 м с
расстояния 8 м..
ОФП. Равномерный бег 1000-1200 м.
ОФП. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м.
ОФП. Кроссовый бег 1000 м.

43
44
45
46
47
48
49

50

51
52

53

54

ОФП с набивными мячами. Контрольный урок: кросс в равномерном темпе 1000
м.
ОРУ. Челночный бег 3*10 м. Подвижная игра.
ОРУ. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Подвижная игра.
ОФП. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой. Контрольный урок.
Соревнования по бегу на длинные дистанции.
Спортивная ходьба (2 часа)
Инструктаж по ТБ. ОФП.
Совершенствование техники спортивной ходьбы. Подвижная игра
ОФП. Совершенствование техники спортивной ходьбы. Соревнования по
спортивной ходьбе.
Бег на короткие дистанции (8 часов)
Инструктаж по ТБ. ОФП.
Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Бег по прямой.
Подвижная игра
Совершенствование техники спринтерского бега: высокий старт, стартовый
разгон.
Совершенствование техники спринтерского бега.
Бег с высокого старта.
Выполнение стартовых положений. Поворотные выходы со старта без сигнала и
по сигналу.
Совершенствование техники спринтерского бега:
- выполнение стартовых команд
- повторные старты без сигнала и по сигналу
- изучение техники стартового разгона
- изучение техники перехода от стартового разгона к бегу по дистанции
Совершенствование техники спринтерского бега:
- выполнение стартовых команд
- повторные старты без сигнала и по сигналу

55

56
57
58
59

60

61
62
63
64
65
66

- изучение техники стартового разгона
- изучение техники перехода от стартового разгона к бегу по дистанции
Совершенствование техники спринтерского бега:
- бег по повороту
- низкий старт на повороте
- техника финиширования
- совершенствование в технике бега
ОФП. Высокий старт с последующим ускорением 10-15 м. Бег 60 м.
ОРУ. Контрольное занятие: бег 60 м. Подвижные игры
Прыжки в длину (5 часов)
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега.
ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину способом «прогнувшись»
отталкивание,
- сочетание разбега с отталкиванием
ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину способом «прогнувшись»
техника
полетной
фазы,
- группировка и приземление
ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. Метание мяча на
результат.
Соревнования по прыжкам в длину. Бег в медленном темпе.
Эстафетный бег (2 часа)
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега.
Подвижная игра.
ОРУ. Встречная эстафета. Эстафета 4 по 100. Подвижные игры
Прыжки в высоту (8 часов)
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Совершенствование техники прыжка в высоту
способом «перешагивание». Спринтерский бег.
Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание»
техника
отталкивания

67
68
69
70
71
72

ритм
последних
шагов
разбега
и
техника
подготовки к отталкиванию.
Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание».
Переход через планку. Бег в медленном темпе.
Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание». Бег в
медленном темпе.
Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание»
Техника приземления
Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание»
- изучение техники прыжка в целом
ОРУ со скакалками. Совершенствование техники прыжка в высоту. Подвижная
игра.
Соревнования по прыжкам в высоту.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Стандарт основного общего образования по физической культур Стандарт
по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие
программы входят в состав обязательного программно-методического
обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
2. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9
классы
3. Рабочие программы по физической культуре
4. Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я.
Виленского, В.И. Ляха
5. Физическая культура. 5-7 классы / Под редакцией М.Я. Виленского.
6. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И. Лях, А.А. Зданевич.
Физическая культура. 8-9 классы / Под общ. ред. В.И. Ляха.
7. Пособие
для
учителя/
на
сайте
издательства
по
адресу:
http://www.prosv.ru/ebooks/Vilenskii_Fiz-ra_5-7kl/index.html
8. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 1011 классы. Базовый уровень/ на сайте издательства «Просвещение» по
адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Lah_Fiz-ra_10-11 /index.html.
9. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (серия «Работаем по
новым стандартам»).
10. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Учебники, рекомендованные
Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в
библиотечный фонд.
11. Учебная, научная, научно-популярная литература по физической
культуре и спорту, олимпийскому движению
12. Методические издания по физической культуре для учителей
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура
в школе»
13. Федеральный закон «О физической культуре и спорте».
ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11
классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат
педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012
Допущено Министерством образования и науки Российской
Федерации.)

2. Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие
для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В.
Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.
Для обучающегося:
1. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.
2. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г
3. Кузнецов
В.С.,
Колодницкий
Г.А.
Физическая
культура.
Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.
4. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация
занятий. М. :Дрофа, 2008. С. – 3312003.
5. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г.
Попов В. Б. «Прыжки в длину». М.2011г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».