_9. ДООП Театральная студия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1имени Героя Российской Федерации
Романова Виктора В Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» августа 2021 г.
Протокол № 3

Утверждена
приказом от 01.09.2021 № 297
«Об утверждении дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Театральная студия»
Направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7 -10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Мусихина О.М.
педагог дополнительного образования

пгт Сосьва, 2021

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральная студия» имеет художественную направленность, уровень
Программы - базовый.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования и с учётом
программы «Театр» И.А. Генераловой
Актуальность
Актуальность Программы обусловлена потребностью общества в
развитии нравственных, эстетических качеств личности учащихся. Используя
такие виды художественного творчества, как актерское мастерство,
сценическое движение, сценическая речь, художественное чтение,
появляется возможность формирования социально активной творческой
личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться
достижениями отечественной культуры и искусства, способной к
творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность Программы
Занятия по данной Программе развивают у обучающихся фантазию,
память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством
детских сказок, способствуют развитию коммуникабельности, развивают
моторику рук, двигательную активность. Кукольный театр играет огромную
роль в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Играя в спектакле, обучающиеся перевоплощаются в разные образы, учатся
выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается
выразительность речи. В процессе обучения по Программе обучающиеся
учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои
желания интересам коллектива.
Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью Программы является деятельный подход
к обучению, развитию, воспитанию учащихся средствами интеграции, т.е. в
течение обучения по Программе обучающиеся остаются вовлеченными в
продуктивную созидательную деятельность, позволяющую им с одной
стороны выступать в качестве исполнителей, а с другой - авторов-творцов.
Это требует от обучающихся самостоятельности, внутренней свободы,
оригинальности мышления. Программа включает в себя все этапы создания

кукольного спектакля. Учащиеся сами выступают в роли художников,
исполнителей, режиссеров и композиторов спектакля.
Категория обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 10 лет.
Срок реализации
Срок реализации Программы составляет 1 год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма обучения - групповая, количество обучающихся в группе не
более 15 человек. На занятиях применяется дифференцированный,
индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов
в год составляет 68 часа.
Цель и задачи Программы
Цель - развитие творческих способностей детей средствами кукольного
театрального искусства.
Задачи
Обучающие:
ознакомление учащихся с историей кукольного театра;
обучение видам кукольного театра, разновидностям кукол;
обучение изготовлению театральных кукол из папье-маше, картона, ткани,
пряжи;
обучение технике актёрского мастерства;
обучение навыкам сценического мастерства.
Развивающие:
развитие индивидуальных, творческих способностей обучающихся;
развитие точности и координации движений, умение ориентироваться в
малом и большом пространствах;
развитие воображения, пространственного мышления детей;
развитие мелкой моторики, выразительности речи;
развитие коммуникативных качеств: умение общаться и сотрудничать со
сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
Воспитательные:
воспитание художественно-эстетического вкуса и творческого подхода к
выполнению заданий различной сложности;
воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки;

воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению;
воспитание волевых качеств личности.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Кол- во
ча
сов
Всег
о

Формы
аттестации
и контроля

1.

Вводное занятие. Цели и задачи
Программы. Инструктаж

2

Тео Пр
рия акт
ика
Беседа
1
1

2.
2.1

Актёрское мастерство
Игры на развитие внимания,
памяти, ассоциативного мышления

31
5

8
1

23
1

2.2
2.3

Театральные игры
Воображение – Ведущий элемент
системы актёрского мастерства
Беспредметные действия
Наблюдения как важнейший
элемент в работе над характером
персонажей
Работа над пластикой
Понятие темпа и ритма речи

3
4

1
1

2
3

4
4

1
1

3
3

4
3

1
1

3
2

2.8

Подготовка и проведение
открытого занятия для родителей

4

1

3

3.
3.1

Сценическая речь
Художественное чтение как вид
исполнительского искусства

17
3

3
1

14
2

3.2

Влияние чтения вслух на
повышение общей читательской
культуры

2

-

2

2.4
2.5

2.6
2.7

Текущий
контроль.
Зачёт
Промежуточн
ая аттестация.
Открытый
показ
Текущий
контроль.
Контроль
выполнения
задания
Текущий
контроль.
Зачёт

Сознательное управление
речеголосовым аппаратом
Навык правильного дыхания

4

1

3

4

1

3

3.4

Основы дыхательного,
речеголосового тренинга

4

-

4

4

Постановочная работа

17

4

13

4.1

Перевоплощение

3

1

2

4.2
4.3

Бессловесные элементы действия
Чтение по ролям выбранного
материала

2
4

1
-

1
4

4.4

Выстраивание мизансцен

6

2

4

5

Итоговое занятие. Спектакль из
сцен и миниатюр

1

Всего

68

3.3
3.3

1

16

Текущий
контроль.
Зачёт

Текущий
контроль.
Зачёт
Итоговая
аттестация.
Просмотр
творческой
работы

52

Содержание учебно-тематического плана.
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж
Теория. Знакомство с деятельностью объединения «Арлекин», с его целями и
задачами, с порядком и планом работы на учебный год. Знакомство с детьми.
Общие правила поведения. Инструктаж по технике безопасности при
проведении массовых мероприятий. Беседа «Что такое театр?»
Практика. Решение основных организационных вопросов. Знакомство детей
друг с другом через игру «Снежный ком».
Раздел 2. Актёрское мастерство
Тема 2.1. Игры на развитие внимания, памяти, ассоциативного
мышления
Теория. Сценическое внимание. Рассказать о технике выполнения
упражнений: «Переходы», «Переходы со стульями», «Светофор»,
«Творческая площадка», «Кольцо», «Лучшие места», «Волчок», «Хлопки»,
«Двойные хлопки», «Отвечай!»

Практика. Выполнение упражнений на развитие внимания, памяти,
ассоциативного мышления.
Тема 2.2. Театральные игры
Теория. Ознакомить с упражнениями на развитие фантазии: «Включи
воображение», «Войдите в роль», «Волшебная палочка», «Вопрос – ответ»,
«Встреча» и т.д.
Практика. Выполнение упражнений. Анализ ошибок, допущенных
обучающимися при выполнении упражнений.
Тема 2.3. Воображение – ведущий элемент системы актерского
мастерства
Теория. Ознакомить с этюдами – упражнениями на развитие воображения.
Объяснить принципы выполнения заданий.
Практика. Показать примеры. Выполнение упражнений. Анализ ошибок,
допущенных обучающимися при выполнении упражнений.
Тема 2.4. Беспредметные действия
Теория. Ознакомить с техникой выполнения этюда с воображаемыми
предметами. Показать технику выполнения упражнений.
Практика. Показать примеры. Выполнение упражнений. Анализ ошибок,
допущенных обучающимися при выполнении упражнений.
Тема 2.5. Наблюдения как важнейший элемент в работе над характером
персонажа
Теория. Ознакомить с теорией наблюдений, привести примеры. Наблюдения
за животными. Показать технику воплощения наблюдений на площадке.
Практика. Показать примеры. Выполнение упражнений. Анализ ошибок,
допущенных обучающимися при выполнении упражнений.
Тема 2.6. Работа над пластикой
Теория. Упражнения на развитие баланса. Упражнения на развитие
координации. Упражнения на развитие напряжения. Рассказать о технике
выполнения упражнений. Показать технику выполнения упражнений –
этюдов.
Практика. Показать примеры. Выполнение упражнений. Анализ ошибок,
допущенных обучающимися при выполнении упражнений.
Тема 2.7. Понятия темпа и ритма речи
Теория. Рассказать о технике выполнения упражнений. Показать технику
выполнения упражнений.
Практика.
Показать
примеры.
Выполнение
упражнений
на
совершенствование темпа и ритма речи.
Тема 2.8. Подготовка и проведение открытого урока для родителей
Теория. Отбор упражнений для показа.

Практика. Промежуточная аттестация. Отработка упражнений. Подготовка
и проведение открытого урока для родителей.
Раздел 3. Сценическая речь
Тема 3.1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства
Теория. Познакомить с особенностями художественного чтения.
Проникновение в смысл исполняемого произведения. Передача
исполнительского проникновения слушателям.
Практика. Чтение текста интонационно. Работа со стихом.
Тема 3.2. Влияние чтения вслух на повышение общей читательской
культуры
Теория. Построение чтения по схеме. Выразительность речи.
Практика. Чтение сказки по ролям.
Тема 3.3. Сознательное управление речеголосовым аппаратом
Теория. Рассказать о технике выполнения артикуляционных упражнений.
Тренировка мышц нижней челюсти. Тренировка губ. Тренировка мышц
языка. Показать технику выполнения упражнений.
Практика.
Показать
примеры.
Выполнение
упражнений
на
совершенствование управления речеголосовым аппаратом.
Тема 3.4. Навык правильного дыхания
Теория. Познакомить с дыхательными и голосовыми упражнениями.
Упражнения: «пипетка», «аккордеон», «воздушный шар с воронкой»,
«кольца веревки», «стопка книг» и т.д. Показать технику выполнения
упражнений.
Практика.
Показать
примеры.
Выполнение
упражнений
на
совершенствование навыка правильного дыхания.
Тема 3.5. Основы дыхательного, речеголосового тренинга
Теория. Сформировать навыки артикуляционного, дыхательного и
голосового тренинга.
Практика. Регулярное проведение речевой разминки. Работа со
скороговорками.
Раздел 4. Постановочная работа
Тема 4.1. Перевоплощение
Теория. Изучение персонажа в этюде. Этюд на литературную тему.
Практика. Показ этюда. Перевоплощение персонажа в действии. Волшебное
понятие «Если бы я…»
Тема 4.2. Словесное действие. Взаимодействие с партнером
Теория. Рассказать о технике словесного действия. Выполнение упражнений
по взаимодействию с партнером. Показать технику выполнения

упражнений.
Практика. Проработать технику выполнения упражнений на словесное
действие.
Тема 4.3. Бессловесные элементы действия
Теория. Рассказать, как выстроить этюд с бессловесными действиями.
Практика. Выстроить этюд с бессловесным действием.
Тема 4.4. Чтение по ролям выбранного материала
Теория. Разбор выбранного материала. Анализ характеров персонажей.
Практика. Чтение по ролям. Освоение характеров персонажей.
Тема 4.5. Выстраивание мизансцен
Теория. Объяснить технику поиска мизансцен.
Практика. Выстраивание мизансцен, отработка действия.
Раздел 5. Итоговое занятие. Спектакль из сцен и миниатюр
Практика. Итоговая аттестация. Подготовка и проведение просмотра
творческой работы.
Планируемые результаты
По итогам реализации Программы обучающиеся будут знать:

искусства;

ечных зажимов;
пластикой тела;

-действенного скрытия авторского материала;
методику погруженного действия в упражнениях группового тренинга;
сценических условиях;

ктерского мастерства;

По итогам реализации Программы обучающиеся будут уметь:
жнений по
работе над пластикой тела;
-действенного скрытия авторского
материала;
ситуации и в сценических условиях;
частвовать в нескольких творческих театральных сочинениях группы;

на основе литературного материала;
публичного выступления, ораторского искусства;

создания образа.
Организационно педагогические условия.
Очень важно при реализации Программы создать на занятиях
творческую атмосферу, которая позволила бы обучающимся чувствовать
себя свободно и раскованно, в полной мере проявить свои возможности и
способности, свои знания и умения. Задача каждого занятия – формирование
эмоционально-образного восприятия театрального искусства.
Создание на занятиях по Программе ситуаций успеха является одним
из основных методов воздействия на эмоциональную сферу обучающихся и
представляет собой специально созданные педагогом учебные ситуации, в
которых обучающийся добивается хороших результатов, повышающих у
него чувство уверенности в своих силах. Процесс обучения должен быть
направлен на формирование:

льности;

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

пути ее решения);

предлагаются способы ее решения).
Методы обучения в театре-студии осуществляют четыре основные функции:

Постоянный поиск новых форм и методов организации
образовательного процесса в театре-студии позволяет сделать работу с
обучающимися более разнообразной, эмоционально и информационно
насыщенной.
Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. На
каждом занятии проводятся тренинги. Технические навыки отрабатываются
на дидактическом материале модулей, входящих в комплексную программу.
Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции,
орфоэпии, вокалу разработан с учетом возрастных особенностей. При
разработке были использованы методики З.Я. Корогодского, А.Н. Колчеева и
А.К. Бруссер.
Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы.
Результаты освоения Программы проверяются в течение всего
учебного года в ходе педагогического наблюдения и контроля качества
выполнения заданий. В целях достижения результативности обучения
проводится педагогическая диагностика усвоения учебного материала,
общего развития и воспитания обучающихся.
Результаты педагогического мониторинга отображаются в журналах
групп. Оценки выставляются по системе зачет/незачет.
Сведения о результатах аттестации вносятся в журнал только в целях
педагогического контроля качества обучения и являются закрытыми для

обучающихся. Сведения о результатах аттестации могут быть предоставлены
родителям по их требованию, а также в случае неудовлетворительного
результата аттестации обучающегося.
Формы контроля служат для определения результативности освоения
программы обучающимися.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в целях проверки
уровня качества выполнения заданий, а также по окончании изучения каждой
темы.
Промежуточный контроль проходит в декабре – открытое занятие,
показ упражнений на развитие творческих способностей.
Итоговый контроль (зачетное занятие) проходит в мае, проверяется
результат освоения всей программы за весь период обучения, проводится в
форме заключительного просмотра творческих работ: показ миниатюр,
поэтическая композиция, чтение стихотворений со сцены.
Формы проведения аттестации:
да;

Требования к оценке творческой работы
Творческая работа оценивается положительно при условии, если:

подходом, подобранным и проанализированным материалом;

имеются собственные предложения;
выполнении.
Форма защиты творческой работы – участие в выступлении: спектакль,
концертный номер, участие в конкурсе, фестивале и других показах.
Критерии оценки достижений планируемых результатов
Освоение Программы педагог оценивает по трем уровням: высокому,
среднему и низкому.

Высокий уровень освоения Программы – обучающиеся демонстрируют
высокую ответственность и заинтересованность в учебно-творческой
деятельности, регулярно выполняют домашние задания, отлично знают
теоретические основы и великолепно владеют техническими навыками и
приемами в области театральной деятельности, демонстрируют высокую
динамику личностного и творческого развития, высокий уровень общей,
нравственной культуры, культуры общения и поведения.
Средний уровень освоения Программы – обучающиеся демонстрируют
ответственность и заинтересованность в учебно-творческой деятельности, но
не регулярно выполняют домашние задания, хорошо знают теорию и
владеют техническими навыками и приемами театральной деятельности,
демонстрируют динамику личностного и творческого развития.
Низкий уровень освоения Программы – обучающиеся демонстрируют
низкую культуру поведения и низкий уровень общей культуры, не
заинтересованы в учебно-творческой деятельности, не выполняют домашние
задания, плохо знают теорию и неудовлетворительно владеют техническими
навыками и приемами театральной деятельности.
Список литературы.
1.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). /
Приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.
2. Александрова М.Е. Актерское мастерство. Первые уроки. В 2-х кн. – М.:
Лань, Планета музыки, 2014.
3. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Ленинград: Детская литература, 1990.
4. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. – М.: Эксмо,
2006.
5. Антокольский П.Г. Театр. – М.: Советский писатель, 1979.
6. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль: Академия
развития, 1998.
7. Бруссер А.М. Сценическая речь. Учебная программа для студентов
актерского факультета. М., «Я вхожу в мир искусства.», 2008.
8. Бутенко Э.В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. – М.:
Лань, Планета музыки, 2017.

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Театральная студия»
1. Адресность
Возраст обучающихся: 7 -10 лет
2. Место учебного предмета в учебном плане ОУ, количество часов
Дополнительная общеобразовательная программа входит в учебный план,
изучается в объёме:
2 часа в неделю, 68 часов в год
I четверть – 17 ч
II четверть – 15 ч
III четверть – 22 ч
IV четверть – 14 ч
3. Линия УМК
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования и с учётом
программы «Театр» И.А. Генераловой

График работы:
Понедельник: 16:35 – 17:35
Пятница: 16:35 – 17:35

Список учащихся:
ФИО ученика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

№
сертификата
Константин 6651725101

Гребнев
Сергеевич
Литовских Елизавета
Денисовна
Мычалкин Илья
Артёмович
Тарасов Никита
Дмитриевич
Нургалиев Максим
Игоревич
Панфилова Варвара
Андреевна
Киселёва Варвара
Владимировна
Глазунов Арсений
Леонидович
Щербенюк Илья Юрьевич
Останина Виктория
Чечулина Виктория
Александровна
Ворошилова Карина
Дмитриевна
Кочурова Екатерина
Масуддиновна

логин

пароль

6651725101 wh%k7MjvcS

6651791592

6651791592 R2wWryrd58

6651766250

6651766250 V%P95hLDY%

6651357566

6651357566 P2iJRADpyX

6651937986

6651937986 LGNkdi#LGw

6651812920

6651812920 Q23zr2#c%C

6651444296

6651444296 uS*cWRF3US

6651115605

6651115605 JvMWUPi62B

6651426267
6651336560

6651426267 NEPxAh
CECQkBKuGS
6651336560 fsPxe7aFk%

6651136856

6651136856 aY2Qm8ahVx

6651030630

6651030630 1QaqOfwМ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».