_2. ДООП Следы времени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» августа 2021 г.
Протокол № 3

Утверждена
приказом от 01.09.2021 № 297
«Об утверждении
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Следы времени»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ И ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 11 - 13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Волкова Яна Владимировна, педагог
дополнительного образования

пгт Сосьва, 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020
г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения
Российской Федерации 09.11.2018г. № 196.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.220 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы. В ходе реализации данная программа позволит
сохранять историческую память о родном крае, будет способствовать
социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение
практических навыков позволит обучающимся расширить свой кругозор и
творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны,
наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой
стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет
формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять
юношеский коллектив. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать
коллективную, групповую, индивидуальные формы работы, использовать
различные технологии обучения, формировать компетенции обучающихся.
Актуальность программы «Следы времени» обусловлена нескольким
аспектами:
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

- Программа внеурочной деятельности соответствует нормам ФГОС.
- В ходе реализации программы в совокупности будут осуществлены
следующие
подходы:
исследовательский,
личностно-ориентированный,
деятельностный, инновационный, что будет способствовать личностному
развитию подростков.
- Одной из важных задач воспитания школьников является развитие интереса
к родной истории, воспитание бережного отношения к ее культурному наследию.
- Данная программа является практико-ориентированной, для реализации
учебных проектов с опорой на опыт, на развитие в себе таких черт характера, как
самостоятельность, любознательность, на получение социальных навыков в
процессе групповых взаимодействий, приобретение опыта деятельности,
формирование креативного мышления, интеллектуальных, информационных,
коммуникативных навыков.
Поэтому новизна определяется, в первую очередь, ее интегративностью –
возможностью использования знаний из различных предметных областей
(истории, экономики, культурологии и т.д.), посвященных специфике родного
края, что позволяет обучающимся по программе получить целостные
представления об изучаемом предмете.
В результате реализации программы воспитанники дополняют и развивают
комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе
образования. Новизна программы определяется и тем, что она направлена не
только на отдельную узкую группу учащихся, заинтересованных в получении
краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и
уровня подготовленности, что способствует повышению уровня их общей
культуры и образованности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11 – 13 лет.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы
детей, наполняемостью – 10 человек. Это обучающиеся, осваивающие основные
общеобразовательный программы. Обучение по программе будет осуществляться
на русском языке.
Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.
Объем программы: общее количество часов, запланированных на весь
период обучения – 68 часов.
Срок освоения: программа рассчитана на один год обучения (34 недели).
Перечень форм обучения: преимущественно групповая, парная и
индивидуальная.

Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Перечень видов занятий: лекция-презентация, эвристическая беседа,
практическое занятие (работа в малых группах, парах, индивидуально),
дискуссия, экскурсия, комбинированные формы занятий.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: создание
презентации, оформление выставки, выступление перед членами кружка с
докладами, сообщениями.
2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание воспитывающей среды, обеспечивающей
условия для проектной деятельности обучающихся, для развития творчески
активной личности, нацеленной на самосовершенствование и на созидание в
интересах других.
Цель программы реализуется через задачи:
воспитательные:
 воспитывать бережное отношение к историческому и культурному
наследию;
 формировать патриотические чувства к родному краю и поселку;
 воспитывать толерантное восприятие этно-национальных, религиозных и
культурных различий;
образовательные:
 овладеть основными знаниями по истории и краеведению родного края;
 овладеть начальными знаниями об музейной науке, её истории и методах;
 формировать умения работать с историческими источниками;
 формировать навыков владения профессиональной лексикой;
развивающие:
 развить интерес к истории и краеведению;
 развить умение наблюдать, анализировать, выделять сходства и различия;
 выработать собственную точку зрения на прошлое человечества его
настоящее и будущее;
 развить навыки научной деятельности.

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

№
п/п

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

2.7.
2.8.
2.9.
2.10.

2.11.
2.12.
2.13.

2.14.

2.15
2.16.

Введение
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Понятие о музее
Понятие о музее. Функции и профили
музея.
Известные музеи России
Известные музеи мира
Многообразие музеев Свердловской
области.
Многообразие музеев Екатеринбурга
Экскурсия в музей боевой славы
МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ
Романова В.В.
Видеоэкскурсия
в
Сысертский
краеведческий музей.
Фольклорные
традиции
народов
Малой Родины.
Игры и забавы.
Видеоэкскурсия
в
Пышминский
музей
истории
земледелия
и
крестьяского быта
Жизнь и быт крестьян.
Основные занятия жителей сельских
населенных пунктов района.
Моя родословная.

Практические
занятия

1.
1.1.

Теоретические
занятия

Название раздела, темы

Всего часов

Количество
часов

1

1

0

1

1

0

18

13

5

1

1

0

1
1

1
1

0
0

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

Моя родословная.
Видеоэкскурсия в музей золота в г.
Березовском
Видеоэкскурсия
в
музей
камнерезного
и
ювелирного
искусства в г. Екатеринбурге.

Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

Формы
аттестации/
контроля

Тест
Презентация
Презентация
Презентация

Презентация
Сообщение

Доклад
Доклад
Создание
генеалогическо
го древа семьи
Создание
генеалогическо
го древа семьи

5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

2.17.
2.18
3.
3.1.
3.2
3.3
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.
3.11.
3.12.
3.13.
3.14.
3.15.
3.16.
3.17
3.18.
3.19
3.20
3.21.
3.22
4.
4.1.
4.2.
4.3.

4.4.

Понятие о школьном музее.
Профессии в музеи. Личные качества
сотрудника музея.
Фондовая работа музеев
Понятие «фонд».
Виды фондов.
Классификация
фондовых
материалов, имеющихся в школе.
Классификация
фондовых
материалов, имеющихся в школе.
Характеристика фондов.
Основные фонды
Отбор материалов в основной фонд
музея.
Отбор материалов в основной фонд
музея.
Вспомогательные фонды.
Учет фондов.
Комплектование фондов.
Научное описание музейного фонда.
Инвентаризация музейных предметов.
Хранение материалов.
Комплектование
и
обработка
материалов для выставки.
Комплектование
и
обработка
материалов для выставки.
Правила шифрования предметов.
Требования
к
шифрованию
предметов.
Шифрование предметов.
Схема описания музейных предметов.
Описание музейных предметов.
Шифрование музейных предметов.
Экспозиционная работа музея.
Экспозиционное оборудование.
Основные принципы размещения
экспонатов в экспозиции.
Разработка
тематикоэкспозиционного плана.
Разработка
экспозиционного плана.

тематико-

Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

1

0

0

1

1

0

22
1
1

9
1
1

13
0
0

1

0

1

1

0

1

1
1

0
1

1
0

1

0

1

1

0

1

1
1
1
1
1
1

1
0
0
0
1
1

0
1
1
1
0
0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1
1
1
1
16
1

0
1
0
0
6
1

1
0
1
1
10
0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

Создание
тематикоэкспозиционно
го плана
Создание
тематико6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

экспозиционно
го плана
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
4.11.
4.12.
4.13.

4.14.

4.15.

4.16.

5.
5.1.
5.2.
5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

Виды текстов.
Требования к составлению этикеток.
Изготовление этикеток для музейных
предметов.
Изготовление этикеток для музейных
предметов.
Проведение этикетажа имеющихся
музейных экспонатов.
Проведение этикетажа имеющихся
музейных экспонатов.
Виды выставок.
Требования к созданию фондовой
выставки.
Создание
фондовой
выставки,
посвященной деятельности Романова
В.В.
Создание
фондовой
выставки,
посвященной деятельности Романова
В.В.
Создание фондовой выставки: «Наша
школа: вчера, сегодня, завтра..»
Создание фондовой выставки: «Наша
школа: вчера, сегодня, завтра..»
Экскурсионная работа.
Виды экскурсий.
Методика подготовки экскурсии в
музеях.
Подготовка и проведение пробных
экскурсий: определение целей и задач
экскурсии.
Подготовка и проведение пробных
экскурсий: изучение и накопление
материалов по теме.
Подготовка и проведение пробных
экскурсий: выявление и конкретное
изучение экскурсионных объектов
Подготовка и проведение пробных
экскурсий: составление маршрута
экскурсии.

Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

1
1

1
1

0
0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

11
1

3
1

8
0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Создание
фондовой
выставки
Создание
фондовой
выставки
Создание
фондовой
выставки
Создание
фондовой
выставки

7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Подготовка и проведение пробных
экскурсий:
обход
маршрута
экскурсии.
Подготовка и проведение пробных
экскурсий:
составление
текста
экскурсии.
Проведение пробной экскурсии.

5.7.

5.8.

5.9.

5.10.

5.11.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
68

1
32

0
36

Проведения дня музея в школе.
Подведение итогов работы кружка.
Итого

Проведение
пробной
экскурсии
Презентации,
сообщения,
доклады
Анкетирование

Содержание учебного (тематического) плана
Программа «Следы времени». 68 часов
Тема № 1. Введение (1ч)
Предмет и задачи кружка. Понятия: музей, музееведение. Причины и условия
возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества.
Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура
кружка, цели и задачи музейного дела в школе.
Планируемые результаты:
 учащиеся должны получить первичное представление о музее и
музееведение как науке;
 представлять структуру кружка «Следы времени»;
 принимать на себя роль участника кружка;
 освоение коммуникативной компетенции.
Тема №2. Понятие о музее (18 ч)
2.1. Понятие о музее, функции и профили музея.
Первоначальное представление о музее. Назначение музеев в обществе как
хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской
деятельности. Разнообразие профилей музеев их особенности.
Планируемые результаты:
 учащиеся должны знать основную музейную терминологию, функции и
задачи музея;
 должны уметь свободно ориентироваться в музейной терминологии;
 уметь различать профили музеев;
 называть особенности профилей музеев.
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

2.2. Из истории музеев. Известные музеи России и мира.
Условия зарождения российского коллекционирования исторических и
художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница
XVI—XVII вв. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их
роль в становлении российских музеев. Начало провинциальных музеев. Музеи
первой половины ХIХ в. Формирование сети музеев России. Музейная сеть
России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных
событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Новая сеть
советских музеев. Изменение роли музеев в постсоветском обществе.
Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети.
Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг.
Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России сегодня и перспективы их
развития. Музеи, имеющие мировое значение.
Планируемые результаты:
 учащиеся должны знать основные этапы становления и развития музеев в
России;
 уметь систематизировать полученный материал и составлять таблицу;
 знать ведущие музей мира;
 уметь создавать презентации о различных музеях России и мира.
2.3. Многообразие музеев Свердловской области.
Музеи Екатеринбурга. Тематика музеев и их специфика. Основные
направления деятельности музеев города. Фонды музеев. История родного
поселка в экспозициях музея.
Планируемые результаты:
 получить представление о различных музеях города Екатеринбурга;
 понимать значение музейной деятельности для развития чувства
гражданственности, любви к малой Родине.
 уметь составлять презентации о деятельности музеев.
2.4. Экскурсии в местные музеи.
Проведение экскурсий в музей боевой славы в МБОУ СОШ № 1 им. Героя
РФ Романова В.В.. Посещение краеведческого музея в МБОУ СОШ № 4 р.п.
Сосьва, для знакомства с профилем и деятельностью музея. Изучение фондов
музея.
Планируемые результаты:
 знакомство с деятельностью конкретного музея;
 определение его специфики
2.5. Понятие о школьном музее.
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного
музея. Принципы организации и деятельности школьных музеев. Основные
направления оформления музея по истории школы. Этапы создания музея в
школе.
Планируемые результаты:
 учащиеся должны знать признаки школьного музея;
 иметь представление об основных этапах создания школьного музея;
2.6. Профессии в музеи. Личные качества сотрудника музея.
Разнообразие профессии сотрудников музея и их функции. Требования к
сотрудникам музея.
Планируемые результаты:
 представлять специфику профессии «работник музея», знать их функции и
требования, предъявляемые к ним.
 оценка своих возможностей и способностей в овладении данной профессии.
Тема 3. Фондовая работа музеев (22 ч).
3.1 Фонды музея и их характеристика.
Понятие фонды музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов.
Фонд научно-вспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная
классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды.
Практические занятия (практическая работа по классификации
фондовых материалов, имеющихся в школе).
Планируемые результаты:
 знать понятия фонды музея, музейный предмет;
 уметь характеризовать и классифицировать фондовые материалы;
 соотносить музейные предметы к основному либо вспомогательному
фонду.
3.2 Основной и вспомогательный фонд.
Виды материалов основного фонда. Критерии отбора материалов в основной
фонд.
Практические занятия (практическое задание по отбору материалов в
основной фонд).
Планируемые результаты:
 знать понятия основные фонды и критерии отбора материалов в основные
фонды;
 уметь классифицировать музейные предметы согласно критериям;
 активно взаимодействовать в группе, совершенствовать коммуникативную
компетенцию.
3.3. Учет и научное описание музейного фонда. Хранение фондов.
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет —
экспонат. Цели учета материалов. Основным документом учета и охраны
материалов музея. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета
научно-вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Акт
приема-передачи и его форма. Инвентаризация музейных предметов. Библиотека
музея. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к
температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам
хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия
их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных
предметов.
Практические занятия (комплектование и обработка материалов для
выставки).
Планируемые результаты:
 учащиеся должны знать структуру фондов и фондовую документацию;
особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
 уметь работать с основной документацией на стадии комплектования
материалов;
 атрибутировать материалы для выставки.
3.4 Шифрование предметов
Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию
предметов. Схемы описания музейных предметов.
Планируемые результаты:
 учащиеся должны знать понятие шифр, правила шифрования предметов;
 изучить схему описания музейных предметов;
 освоить технику описания музейных предметов;
 уметь описывать музейные предметы;
Практическая работа по описанию и шифрованию музейных предметов.
Тема №4. Экспозиционная работа музея (16ч).
4.1. Экспозиционный план.
Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции.
Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения
экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.
Планируемые результаты:
 знать основные принципы размещения экспонатов в экспозиции;
 разработка и составление экспозиционного плана.
Практическая работа по составлению плана экспозиции.
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

4.2. Виды текстов. Этикетаж.
Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.
Одиночный и «пучковый» этикетаж. Требования к составлению этикеток.
Особенности этикетажа различных музейных предметов.
Планируемые результаты:
 знать характеристику основных видов текстов и этикетажа.
 знать особенности этикетажа различных музейных предметов;
 активно взаимодействовать в группе;
 изготовление этикеток для музейных экспонатов.
Практическая работа по изготовлению этикеток и проведение этикетажа
имеющихся музейных экспонатов.
4.3. Музейные выставки.
Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию фондовой
выставки. Создание тематической фондовой выставки, посвященной деятельности
Мельникова Н.И. и истории школы в годы Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты:
 учащиеся должны знать: характеристику музейной экспозиции и
особенности экспозиционно-выставочной работы;
 освоить основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок.
 уметь пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию
при проектировании выставки.
 активно взаимодействовать в группе, суммировать сходство идей и
учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.
Практическая работа по разработке и созданию тематической фондовой
выставки.
Тема № 5.Экскурсионная работа (11ч).
5.1. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.
Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части
экскурсии и их особенности. Памятка экскурсовода. Методика подготовки
экскурсии в музеях.
Планируемые результаты:
 учащиеся должны знать виды культурно-просветительной деятельности
музея, правила написания, подготовки и проведения экскурсии, правила
поведения экскурсовода;
 грамотно пользоваться письменной речью;
 учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии,
уметь адаптировать текст.
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

5.2. Подготовка и проведение пробных экскурсий
Основные этапы подготовки музейной экскурсии. Определение целей и
задач, изучение и накопление материалов по теме, выявление и конкретное
изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, обход
маршрута экскурсии, составление текста экскурсии, рецензирование текста,
проведение пробной экскурсии и утверждение на совете музея.
Планируемые результаты:
 знание механизма проведения экскурсий;
 составление маршрута экскурсии;
 извлечение необходимой информации из различных источников;
 ориентировка в экспозиционно-выставочном пространстве;
 проведение диалога со слушателями.
Практическая работа по составлению маршрута экскурсии, отработка
маршрута и проведение пробной экскурсии.
5.3. Массовые мероприятия в музее.
Проведение дня музея в школе. Экскурсии на фондовую выставку. Встреча с
интересными людьми, имеющими отношение в истории школы.
Планируемые результаты:
 активизация участия учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;
 проведение экскурсии и дня музея в школе.
 коммуникация с педагогами - ветеранами.
Практическая работа по проведению дня музея в школе и организации
встречи с педагогами ветеранами и выпускниками школы.
2.4. Планируемые результаты
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
В результате изучения курса обучающиеся
должны знать:
 краткую историю появления и развития археологической науки;
 место археологии в системе наук, и её особенности;
 виды и особенности археологических памятников Свердловской области;
 историю освоения территории современной Свердловской области
человеком, важнейшие археологические культуры;
 особенности формирования культурного слоя;
 виды и особенности артефактов и археологических находок;
 состав археологической экспедиции и методы работы археологов и
музейных работников;
 основные методы датировки;
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

13

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

 основы музейного учёта и работы с археологическими коллекциями;
должны уметь:
 различать археологические памятники и определять археологические
артефакты;
 уметь отличать орудия каменного века и эпохи раннего металла по
времени их создания (палеолитические, мезолитические, неолитические), и форме
и способам применения (наконечники стрел, копий, ножи, скребки, каменные
топоры), а также Раннего металла, Средневековья, Нового и Новейшего времени;
 приблизительно датировать предметы по историко-культурным
признакам;
 составлять и каталогизировать простейшие музейные коллекции.
В результате реализации программы будут сформированы:
 личностные универсальные учебные действия:
 уважение к личности и достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим;
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении
взрослых и сверстников во внеучебных видах деятельности;
 устойчивый познавательный интерес.
 регулятивные универсальные учебные действия:
 планировать пути достижения целей;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
 уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
и вносить необходимые коррективы в исполнение.
 коммуникативные универсальные учебные действия:
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
 эффективно работать в группе: формулировать собственное мнение и
позицию, координировать её с позиции партнеров в сотрудничестве;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
не враждебным для оппонента образом;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками.
 познавательные универсальные учебные действия:
 давать определения понятиям;
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

 научатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
 научатся
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 научатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения в
зависимости от конкретных условий;
 научатся строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Качества личности, которые получат развитие:
 любознательность;
 инициативность и ответственность;
 умение и готовность сотрудничать;
 самостоятельность в приобретении знаний.
3. Организационно-педагогические условия
Материально-техническое оснащение занятий:
1. Кабинет.
2. Доска – 1 шт.
3. Столы – 5 шт.
4. Стулья – 10 шт.
5. Компьютер и проектор.
6. Учебные археологические коллекции.
7. Интерактивная доска.
8. Канцелярские принадлежности.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
Учебные пособия:
1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение:
Уч. пособие для студ. ист. фак. пед. ин-тов.2-е изд-е, перераб. И доп. М.:
Просвещение, 2010.
2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М.:
«Просвещение», 1992.
3. Родин А.Ф. История родного села: пособие во внеклассной краеведческой
работе. – М., 1994.
Дидактический материал:
1. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое
пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
2. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание
подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание
подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
3. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение.
Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13.
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

15

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

«Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые
сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
4. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
5. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
6 Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
7. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
8. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать
музей?). М., 2003.
9. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной
педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М.,
2001. – 223 с.
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы работы
Цели и практическая направленность
Лекции
Посещение музеев, экскурсии

Создание презентаций по профилю
музея

Получение первичных знаний о
музейной работе.
Первичное знакомство, поиск тем для
рефератов и сообщений. Составление
самостоятельных
экскурсий.
Ознакомление с основами оформления
музейных экспозиций.
Формирование умения отобрать нужный
исторический
материал,
грамотно
оформить работу.

Оформление выставки

Учиться
составлять
выставочную
экспозицию в соответствии с тематикой
и правилами оформления выставок и
экспозиций.
Выступление перед членами кружка Овладевать
навыками
публичных
с докладами, сообщениями.
выступлений, умением формулировать
свои мысли и грамотно излагать их
перед аудиторией.
Видеозанятия
Ознакомление с недоступными
памятниками истории и культуры,
музеями России и мира.
Работа по индивидуальному плану Посещение библиотек, музеев. Изучение
по индивидуальному плану литературы,
Индивидуальные консультации
написание докладов и т.д., подготовка
проектов и творческих работ.
Оказание помощи учащимся в
подготовке творческих работ.
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Проектно - исследовательская
деятельность

Создание и реализация коллективного
проекта по организации школьного
музея.

4. Список литературы
Список литературы для педагога
Основная литература
1. ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа.
2. Альбедиль М.Ф. До нашей эры: рассказы о древней истории. - СПб., 1993
3. Атлас чудес света. - М., 1995
4. Керам К. Боги, гробницы, ученые. - СПб., 1994
5. Косидовский З. Когда Солнце было Богом. М., 1991
6. Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1995
Дополнительная литература
1. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое
пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
2. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание
подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание
подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
3. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение.
Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13.
«Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые
сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
4. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
5. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
6 Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
7. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
8. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать
музей?). М., 2003.
9. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной
педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М.,
2001. – 223 с.
Список литературы для детей
1.
Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
2.
Музейный мир России. — М., 2003.
3.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
4.
Российская культура в законодательных и нормативных актах.
Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М.,
2001. Т. 3. 1997-2000.
5.
Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

6.
7.
8.

Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.

Интернет-ресурсы:
1.
http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум
2.
http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная
энциклопедия
3.
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html
Онлайн энциклопедия Кругосвет.

Волкова Я.В., 89506589390, cool1s@mail.ru

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».