Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Путешествие в мир шахмат» НАПРАВЛЕННОСТЬ: СПОРТИВНАЯ Уровень: базовый Возраст обучающихся: 11 -14 лет (4-7 классы) Срок реализации: 1 год Составитель (разработчик): Сиваченко Дарья Андреевна, педагог дополнительного образования Сосьва 2021 год Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука. Т.В. Петросян Направленность Программы Данная программа разработана с учетом современных требований, т.к. человечеству придётся решать ряд сложнейших проблем связанных с жизнью на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества. Она актуальна, интерес к шахматам обусловлен тем, что это одна из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Программа тесно связана почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале: философский аспект, теория множеств, информатика, математика и в частности геометрия. Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Актуальность Актуальность Программы заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к игре в шахматы. Программа отвечает современным требованиям развития системы образования, способствует личностному росту и творческой самореализации обучающихся. Обучение игре в шахматы направлено на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Реализация Программы способствует выявлению, сопровождению и развитию талантливых детей. Педагогическая целесообразность При обучении игре в шахматы у обучающихся развиваются сила воли, усидчивость, целеустремлённость, умение достойно проигрывать и извлекать уроки из допущенных ошибок. В процессе реализации Программы ценно то, что на определённом этапе совершенствования игры в шахматы дети приучаются самостоятельно разбирать шахматные партии, а это содействует ещё более результативному обучению. Развитие логического и аналитического мышления способствует более успешному освоению обучающимися общеобразовательной программы в школе. 2 Цель и задачи Программы Развитие логического и аналитического мышления обучающихся посредством обучения основам шахматной игры и участия в спортивных турнирах для начинающих. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи. Обучающие: ознакомление с историей шахмат; ознакомление с основными понятиями и терминами шахматной игры; введение в правила игры в шахматы; формирование начальных навыков игры в шахматы, в том числе с записью партии; обучение анализу партий. Развивающие: развитие интуиции, памяти; развитие коммуникативных навыков. Воспитательные: знакомство с основами шахматного этикета; формирование умения владеть собой и добиваться цели. Возраст детей и сроки реализации Программы Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 11 до 14 лет. На обучение по Программе принимаются все желающие независимо от уровня подготовки. Срок реализации Программы Срок реализации программы – 1 год (2 ч/нед ч. Всего 68) 5-7 классы; 1 год (1 ч/нед ч. Всего 34) 4 классы. Формы и режим занятий Форма работы с обучающимися - групповые занятия, состоящие из теоретической и практической части. Обучение по Программе предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Во время занятий предусмотрены 10-15 минутные перерывы. 3 Планируемые результаты реализации Программы По итогам реализации Программы обучающиеся будут знать: - историю мировых и русских (советских) шахмат; - шахматные фигуры, их начальные позиции и ходы; - шахматную нотацию; - сравнительную ценность фигур; - понятия шах, мат, пат; - общие принципы игры; - шахматный этикет; будут уметь: - играть простую шахматную партию, в том числе с записью ходов; - анализировать партию; - правильно вести себя во время игры; - владеть собой и достойно принимать поражение или победу. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план 5-7 классы № п/п Наименование раздела, темы Вводное занятие Раздел 1. Что такое шахматы. История шахмат Значение слова 1.1. шахматы. Легенда о шахматах Шахматы в Европе и на 1.2. Руси 1.3. Великие шахматисты Раздел 2. Начинаем играть в шахматы 2.1. Шахматная доска 2.2. Шахматная нотация Шахматные фигуры и их 2.3. ходы 2.4. Ценность фигур 2.5. Нападение Количество часов Всего Теория Практика 2 2 - 6 5 1 2 2 0 2 1 1 2 2 - 27 12 15 4 4 2 2 2 2 5 2 3 4 6 2 2 2 4 4 Формы аттестации/ контроля Беседа Педагогическое наблюдение, практические задания Взятие. Взятие на проходе Раздел 3. Цель шахматной партии 3.1. Шах и защита от шаха 3.2. Мат 2.6. 4 2 2 17 7 10 5 5 2 2 3 3 3.3. Пат – ничья 3 1 2 3.4. Спортивные состязания 4 2 2 10 4 6 3 1 2 4 2 2 3 1 2 4 2 2 10 4 6 6 2 4 4 2 2 Итоговое занятие 2 - 2 Всего 68 Раздел 4. Техника матования одинокого короля Мат двумя ладьями 4.1. одинокому королю Мат ферзём и ладьёй 4.2. одинокому королю Мат ферзём и королём 4.3. одинокому королю Раздел 5. Партии-миниатюры Раздел 6. Без чего не может быть игры Запись шахматной 6.1. партии 6.2. Шахматный этикет 5 Практические задания, шахматные турниры внутри объединения Внутришкольный турнир Практические задания Практические задания Практические задания Практические задания. Опрос Шахматный турнир для начинающих Учебный (тематический) план 4 классы № п/п Тема занятия 1. Шахматная доска - поле шахматных сражений 2. Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали, диагонали 3. Шахматные фигуры. Первое знакомство. «Тронул - ходи!». Белая и черная армии. 4. Начальная позиция. Колво часов 1 1 Форма контроля 1 Практические задания 1 Практические задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические задания 5. Пешки 1 6. Король 1 7. Ладья 1 8. Слон 1 9. Конь 1 10. Ферзь 1 11. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. 12. «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. 1 13. Игра конем на усеченной доске. Конь против ферзя, ладьи, слона. 14. «Подножка» (правило взятие на проходе). 1 15. Ход Короля. И Король в поле воин (взятие). 1 16. Белопольные и чернопольные слоны. Ладья против слона. 17. Ценность фигур. 1 18. Сравнительная сила фигур. 1 19. Что такое шах. Понятие о шахе. 1 20. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой. 1 21. Защита от шаха. 1 22. Техника матования одинокого короля: две ладьи против короля. 1 6 1 1 1 Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания 23. Ферзь и ладья против короля. 1 24. Варианты ничьей. 1 25. Пат. Отличие пата от мата. Примеры пат. 1 26. Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка. 27. Начало шахматной партии. 1 28. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. 29. Правила и законы дебюта. 1 30. Игра всеми фигурами из начального положения. 1 31. Короткие шахматные партии. 1 32. Занимательные страницы шахмат. 1 33. Шахматные сказки. 1 34. Шахматный дебют. Турнир. 1 1 1 Практические Задания Практические задания Практические Задания Практические Задания Практические Задания Практические задания Практические Задания Практические задания Практические задания Практические задания Практические задания Практические задания Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о шахматах. Раздел 1. Что такое шахматы. История шахмат Тема 1.1. Значение слова шахматы. Легенда о шахматах Теория. Что такое шахматы. Легенда возникновения шахмат. История шахмат. Чатуранга. Шатрандж. Практика. Зарисовки на тему «Легенда возникновения шахмат». Тема 1.2. Шахматы в Европе и на Руси Теория. История шахмат на Руси и за рубежом. Высказывания великих людей о шахматах. Известные шахматисты. Практика. Просмотр и обсуждение видеоролика «Шахматы в жизни человека». Тема 1.3. Великие шахматисты Теория. Биографии известных шахматистов мира. Раздел 2. Начинаем играть в шахматы 7 Тема 2.1. Шахматная доска Теория. Расположение доски между партнерами. Горизонталь. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикаль. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная доска»). Тема 2.2. Шахматная нотация Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная нотация»). Тема 2.3. Шахматные фигуры и их ходы Теория. Белые и черные. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Превращение пешки. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Рокировка. Основные принципы игры в начале партии. Нарушение основных принципов игры в начале партии (к чему приведёт ранний вывод ферзя, повторные ходы одними и теми же фигурами, бесцельные ходы крайними фигурами, задержка с рокировкой, вывод коня на край доски). Практика. Сеансы одновременной игры с педагогом. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматные фигуры и их ходы»). Тема 2.4. Ценность фигур Теория. Ценность фигур. Сравнительная Равноценный, неравноценный размен. 8 сила фигур. Размен. Практика. Выполнение практических заданий, решение заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Ценность фигур»). Тема 2.5. Нападение Теория. Создание угрозы фигурам партнёра. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Нападение»). Тема 2.6. Взятие. Взятие на проходе Теория. Правила взятия на проходе. Выгодное взятие. Невыгодное взятие. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Взятие. Взятие на проходе»). Раздел 3. Цель шахматной партии Тема 3.1. Шах и защита от шаха Теория. Что такое шах. Обозначение шаха. Три способа защиты от шаха. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шах и защита от шаха»). Тема 3.2. Мат Теория. Что такое мат. Обозначение мата. Мат – цель игры. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат»). Тема 3.3. Пат – ничья Теория. Что такое пат. Обозначение пата. Когда может возникнуть пат (ничья). Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Пат – ничья»). 9 Тема 3.4. Спортивные состязания Теория. Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. турниров, Практика. Внутришкольный турнир. Раздел 4. Техника матования одинокого короля Тема 4.1. Мат двумя ладьями одинокому королю Теория. Основные приемы линейного мата. Мат двумя ладьями одинокому королю. План матования. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат двумя ладьями одинокому королю»). Тема 4.2. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю Теория. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Ферзь мобильнее, чем ладья! Опасность пата. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат ферзём и ладьёй одинокому королю»). Тема 4.3. Мат ферзём и королём одинокому королю Теория. Мат ферзём и королём одинокому королю. План матования. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат ферзём и королём одинокому королю»). Раздел 5. Партии-миниатюры Теория. «Детский мат». Мат Легаля. Партия В. Стейниц – NN. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Партии-миниатюры»). Раздел 6. Без чего не может быть игры Тема 6.1. Запись шахматной партии Теория. Как записать шахматную партию. Для чего это надо? Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Запись шахматной партии»). 10 Тема 6.2. Шахматный этикет Теория. Правила шахматного этикета. Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматный этикет»). Итоговое занятие. Шахматный турнир для начинающих. Формы контроля и оценочные материалы Текущий контроль осуществляется в течение года: выполнение практических заданий, шахматные турниры внутри объединения, педагогическое наблюдение. Итоговый контроль проводится в конце обучения: участие в шахматных турнирах для начинающих. Критериями оценки являются: правильное выполнение практических заданий, успешное выступление в турнирах. По итогам обучения определяется уровень освоения Программы. Высокий уровень освоения Программы Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Знает историю шахмат, отлично ориентируется на шахматной доске, знает шахматные фигуры и их ходы, владеет шахматной нотацией, хорошо ориентируется в сравнительной ценности фигур, знает общие принципы игры и шахматного этикета, может результативно участвовать в шахматных турнирах для начинающих. Средний уровень освоения Программы Обучающийся демонстрирует не очень высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Не в полной мере знает историю шахмат, которая была освещена в рамках реализации данной Программы, путает шахматные фигуры и их ходы, делает ошибки в шахматной нотации, не очень хорошо ориентируется в сравнительной ценности фигур, путает общие принципы игры и шахматного этикета, участие в шахматных турнирах для начинающих нерезультативно. Низкий уровень освоения Программы Учащийся демонстрирует низкую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом Программы и не может участвовать в шахматных турнирах для начинающих. 11 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Занятия включают теоретическую и практическую Теоретическая работа с обучающимися проводится в форме: - части. лекций; бесед; анализа сыгранных партий; разбора партий известных шахматистов. Практические занятия могут быть организованы в виде: - сеансов одновременной игры с педагогом; - решения практических заданий; - шахматных турниров. При изучении тем Программы используются следующие методические материалы: Видеолекции проекта ГБОУ ГМЦ ДогМ «Больше, чем урок!»: - «Шахматы в жизни человека», [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=kROEkYBL8EE&list=PLhlrYqkZdAZ35 m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=1. (Дата обращения: 19.11.2018); - «Основы шахматной игры. Часть 1», [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=kROEkYBL8EE&index=1&list=PLhlrY qkZdAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg. (Дата обращения: 19.11.2018); - «Основы шахматной игры. Часть 2», [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=9W5sxB0HV2A&index=2&list=PLhlrYq kZdAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg. (Дата обращения: 19.11.2018); - «Основы шахматной игры. Часть 3», [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=hAQowvU4CXg&list=PLhlrYqkZdAZ35 m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=3. (Дата обращения: 19.11.2018); - «Основы шахматной игры. Часть 4», [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=hAQowvU4CXg&list=PLhlrYqkZdAZ35 m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=3. (Дата обращения: 19.11.2018). Электронное учебной пособие «Путешествие в мир шахмат» (Э.Э. Уманская, Т.А. Монтлевич), Библиотека электронных материалов Московской электронной школы, [Электронный ресурс] URL: uchebnik.mos.ru. (Дата обращения: 19.11.2018). 12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). / Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г. 3. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 4 июля 2014 г. Список литературы, используемой при написании Программы 1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – М.: Физкультура и спорт, 1976. 2. Костьев А.Н. Уроки шахмат. – М.: Физкультура и спорт, 1994. 3. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986. 4. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: Физкультура и спорт, 1980. 5. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.: Наука,1975. 6. Сухин И. Удивительные – М.: Поматур, 2000. приключения в Шахматной стране. 7. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких – СПб: Астрель, 2007. 8. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. – М.: Просвещение, 2017. 9. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2017. 10. Шахматы. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. 13 Список литературы для обучающихся 1. Авербах Ю., Бейлин М. Как научиться играть в шахматы – М.: Владис, 2018. 2. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста – М., 1996. 3. Костров В., Давлетов Д. Шахматный учебник для детей и родителей. В 2 частях – М.: Русский шахматный дом, 2015. 4. Чеваннес С. Шахматы для детей – М.: Эксмо, 2015. 14