_4. ДООП История посёлка Сосьва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Принята на заседании
педагогического совета
от «26» августа 2021 г.
Протокол № 3

Утверждена
приказом от 01.09.2021 № 297
«Об утверждении дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«История посёлка Сосьва»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: духовно-нравственная и общекультурная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 11 - 13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Синкевич Мария Михайловна,
педагог дополнительного образования

п. Сосьва
2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность образовательной программы определяется повышением
интереса к своему краю, окружающей действительности. Необходимость в
развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным
заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае
способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и
культуре своего народа. Особенностью программы является то, что она
знакомит школьников не только с историей Урала, но и со своеобразием
населенных пунктов, показывает их самобытность, позволяет учащимся
пережить сопричастность к ходу истории. Частично – деятельностный
подход, обеспеченный практическими работами и экскурсиями, расширяет
границы исторического пространства.
Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого кружка
«История поселка Сосьва», направлена на формирование патриотических
качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национальнорегионального компонента содержания образования.
Сущность и содержание патриотического воспитания определены в
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации
на 2011 – 2015 годы»
и Концепцией
патриотического воспитания граждан Российской Федерации
- это
систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной
власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувства долга и конституционных обязанностей
по защите интересов Родины.
В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне
следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине,
готовность
выполнить
конституционный
долг,
патриотическое
мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том
числе религиозная и национальная.
Для успешного решения поставленных государством задач и была
создана данная программа, в которой основной и ведущей идеей является
патриотизм.
Программа внеурочной деятельности предлагает приблизить и сделать
доступным прошлое нашего края через интересную науку – краеведение.
Практика показывает, что, изучая историю зарубежных стран, или историю
России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест.
Данная программа знакомит обучающихся с историей развития
Свердловской области, Сосьвинского городского округа, поселка Сосьва в
разные годы.

Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и
творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на
профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духовное
развитие личности ребёнка; на взаимодействие педагога школы с семьёй.
Адресат: программа внеурочной деятельности ориентирована на
обучающихся 12 – 13 лет.
Психологическая характеристика возраста обучающихся.
Данный возраст является определяющим для становления личности
человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир
взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает,
что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор.
В этот же период они учатся принимать социальные нормы, и
случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень
важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было
направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным.
Занятия в кружке разовьют психологические качества личности,
способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и
толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать
самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.
Режим занятий - 1 час в неделю
Обьём занятий - общее число внеурочных часов – 34
Срок освоения – один год
Цель:
познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в
Свердловской области, с историей родного края.
Задачи:
1. Овладеть системой знаний по истории Свердловской области,
Сосьвинского городского округа, поселка Сосьва, способствовать
развитию творческих способностей школьников.
2. Через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу
своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства
патриотизма.
3. Создать устойчивый интерес к прошлому своего края, стремление к
самостоятельному поиску краеведческого материала.
Принципы обучения
Предполагается использовать как традиционные, так и личностно
ориентированные принципы и методы обучения: принцип преемственности,
системности, воспитания в коллективе.
При подготовке к научно-практической конференции, более ярко
проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:
 Самоактуализации
 Индивидуальности

 Выбора
 Творчества и успеха
 Доверия и поддержки
Методы, приёмы и технологии.
Для наиболее прочного усвоения программного материала будет
уместным использование следующих методов в организации учебновоспитательного процесса:
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Проблемного изложения
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Наглядный
 Контроля
Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником
готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую
деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и
обработка материала для определенной темы).
При реализации программы автор намерен использовать следующие
технологии:
 Личностно-ориентированное обучение
 Индивидуализация обучения
 Информационные
 Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования)
 Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, экскурсии).
Формы организации занятий
Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми –
лекции, практические занятия, написание докладов - сообщений,
исследовательская деятельность, участие в работе нпк, проведение
классных часов, контрольные зачеты, экскурсии.
Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения
содержания курса по краеведению:
К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в
основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Личностными результатами изучения курса краеведения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения
системы исторических понятий и представлений о прошлом Малой Родины,
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с
возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания
им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому
наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации
поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с
возрастными
возможностями,
формирование
коммуникативной
компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других
обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном
общении.
Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе
выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
Метапредметные результаты изучения краеведения включают
следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и
познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных
целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать
правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию,
обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную,
критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на
электронных носителях: находить информацию в индивидуальной
информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных
хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом
Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по
изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с
помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и
обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с
заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых
задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а
также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять
обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и
контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий
результат.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов
своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и
познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предметные результаты изучения краеведения включают:
• определение исторических процессов, событий во времени,
• установление синхронистических связей истории Руси и своей Малой
Родины;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития
человеческого общества, судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических
особенностях, месте и роли Свердловской области во всемирноисторическом процессе;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в
древности и сегодня, памятников культуры, событий истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их
влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия
народов Урала;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках
древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и
явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в архивах школьного краеведческого
музея,
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение
фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов
деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса
исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с
источниками;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления
деятельности людей исходя из гуманистических ценностных ориентаций,
установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую,
легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при
помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок
исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление
её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим
блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона,
применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и
культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.
Предполагается, что в результате изучения краеведения в основной школе
учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями,
умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также
даты важнейших событий своего региона и всеобщей истории;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные
исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы,
макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и
явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной литературе;
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности
современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа в общении с
людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной
среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в
создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по
поиску и охране памятников истории и культуры).
Ожидаемые результаты
В ходе усвоения программы внеурочной деятельности, обучающие
подходят к прогнозируемой модели выпускника:
1. Знает фактический материал по истории школы, поселка,
Свердловской области, выступает на классных часах, может работать с
отдельными экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.
2. Свободно владеет фактическим материалом по истории Свердловской
области, имеет навыки экскурсовода, выступает со своей научной
темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с
историей России.
3. Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по
краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады,
статьи, исследовательские работы.
4. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной
личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность
защищать Родину.
Формы подведения итогов реализации программы
Текущий контроль
Итоговый контроль
Знания экспозиций и фондов Участие в научно-практических
музеев организация выставок, конференциях школы.
проведение экскурсий, классных
часов.
Содержание программы
Русские на Урале 15-16 вв. Заселение Урала.
Урал в XIX в. - начале XX в.
Этническая карта Урала в XIX в. – начале XX в. Горнозаводской край.
Города, заводские посёлки и сёла. Торгово-промышленные центры Урал.
Учебные заведения на Урале. Искусство горнозаводского края.
Русские в XIX в. - начале XX в.
Русские поселения на Урале. Жилые, хозяйственные и общественные
постройки. Жилище в обрядах и представлениях. Праздничная и
повседневная одежда русских на Урале. Символика одежды. Община. Мир.
Общество. Религиозно-обрядовые запросы и духовная жизнь населения
Урала. Трудовое воспитание.

Финно-угорские и тюркские народы в XIX в. - начале XX в. Расселение
народов по территории Урала в XIX в. - начале XX в. Хозяйство. Домашние
ремёсла и промыслы. Поселения. Жилые и хозяйственные постройки.
ХХв
Революция 1905г на Урале. Гражданская война в п Сосьва. Экономическое
развитие населенного пункта. 20-30гг. «Севураллаг». Великая Отечественная
война 1941-1945гг. Сосьва в годы войны. Герои Советского Союза жители
поселка. После войны 50-60гг. Предприятия Сосьвы. Герой России В.В.
Романов. История своей семьи.

Календарно – тематическое планирование
№ Дата

1

Тема занятия

Колво
часов

Введение в краеведение

Экскурсия
в музей с.
Нижняя
Синячиха

1

2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12

Река Сосьва
Первые городки русских на северном
Урале
Город Верхотурье
Просмотр фрагментов фильма «Хребет
Урала»
Итоговое занятие (выбор темы проекта,
эссе, сочинение, вопросы)
История п. Сосьва
Основные сведения о Сосьвинском
городском округе
Строительство чугуно-литейного завода
1
Первые улицы поселка и их жители
1
Посещение музея школы № 4
1
Продукция завода и ее реализация
1
Первые учебные заведения в поселке
1

1
1
1
1

экскурсия

1

1

экскурсия

13

Больница в поселке

экскурсия
библиоте
ки им М.
Горького
по поселку

1

14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Революция и гражданская война в Сосьве
Армия Колчака в поселке
Их именами названы улицы поселка
С Митин, С Балдин, Гирев Толмачев,
Фадеев. Алексеев, П Бороздин
П. Сосьва в 20-30гг
Строительство деревообрабатывающего
завода
Севураллаг и его подразделения
Ссыльные в Сосьве
Сосьва в годы Великой Отечественной
войны
Герои Советского Союза наши земляки
Пленные немцы в п. Сосьва
50-80 годы расцвет поселка (история в
названиях его частей)
Итоговое занятие ( фото моей семьи)
Герой РФ, его именем названа школа и
улица
История МБОУ СОШ №1 прошлое и
настоящее
Посещение музея в п Гари
Топонимика названий в поселке
Моя родословная (схема)
Производственные династии семей
учеников
Что нового я узнал на занятиях кружка
Итоговое занятие - викторина
Резерв
всего

1
1
1

сообщения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

экскурсия

Аннотация
к программе внеурочной деятельности историко –
краеведческого кружка « История поселка Сосьва»
Пояснительная записка
Настоящая
программа
внеурочной деятельности историко краеведческого кружка « История поселка Сосьва» разработана с учетом
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования
и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным
государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189;
Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;
Программа по истории Урала И.С Огоновская, И.В. Ермош Екатеринбург
2006г, муниципальных правовых актов; Устава МБОУ СОШ №1 имени
Героя РФ Романова В.В.;
Актуальность образовательной программы определяется повышением
интереса к своему краю, окружающей действительности. Необходимость в
развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным
заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае
способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и
культуре своего народа. Особенностью программы является то, что она
знакомит школьников не только с историей Урала, но и со своеобразием
населенных пунктов, показывает их самобытность, позволяет учащимся
пережить сопричастность к ходу истории. Частично – деятельностный
подход, обеспеченный практическими работами и экскурсиями, расширяет
границы исторического пространства.
Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого кружка
«История поселка Сосьва», направлена на формирование патриотических
качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национальнорегионального компонента содержания образования.
Цель:
познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в
Свердловской области, с историей родного края.

Задачи:
1. Овладеть системой знаний по истории Свердловской области,
Сосьвинского городского округа, поселка Сосьва, способствовать
развитию творческих способностей школьников.
2. Через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу
своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства
патриотизма.
3. Создать устойчивый интерес к прошлому своего края, стремление к
самостоятельному поиску краеведческого материала.
Принципы обучения
Предполагается использовать как традиционные, так и личностно
ориентированные принципы и методы обучения: принцип преемственности,
системности, воспитания в коллективе.
При подготовке к научно-практической конференции, более ярко
проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:
 Самоактуализации
 Индивидуальности
 Выбора
 Творчества и успеха
 Доверия и поддержки
Методы, приёмы и технологии.
Для наиболее прочного усвоения программного материала будет
уместным использование следующих методов в организации учебновоспитательного процесса:
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Проблемного изложения
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Наглядный
 Контроля
Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником
готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую
деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и
обработка материала для определенной темы).
При реализации программы автор намерен использовать следующие
технологии:
 Личностно-ориентированное обучение
 Индивидуализация обучения
 Информационные
 Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования)
 Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, экскурсии).

Формы организации занятий
Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми –
лекции, практические занятия, написание докладов - сообщений,
исследовательская деятельность, участие в работе нпк, проведение
классных часов, контрольные зачеты, экскурсии.
Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения
содержания курса по краеведению:
К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в
основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Личностными результатами изучения курса краеведения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения
системы исторических понятий и представлений о прошлом Малой Родины,
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с
возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания
им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому
наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации
поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с
возрастными
возможностями,
формирование
коммуникативной
компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других
обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном
общении.

Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе
выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
Метапредметные результаты изучения краеведения включают
следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и
познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных
целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать
правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию,
обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную,
критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на
электронных носителях: находить информацию в индивидуальной
информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных
хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом
Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по
изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с
помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и
обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с
заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых
задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а
также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять
обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и
контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий
результат.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов
своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и
познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предметные результаты изучения краеведения включают:
• определение исторических процессов, событий во времени,
• установление синхронистических связей истории Руси и своей Малой
Родины;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития
человеческого общества, судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических
особенностях, месте и роли Свердловской области во всемирноисторическом процессе;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в
древности и сегодня, памятников культуры, событий истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их
влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия
народов Урала;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках
древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и
явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в архивах школьного краеведческого
музея,
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение
фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов
деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса
исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с
источниками;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления
деятельности людей исходя из гуманистических ценностных ориентаций,
установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую,
легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при
помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок
исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление
её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим
блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона,
применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и
культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.
Предполагается, что в результате изучения краеведения в основной школе
учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями,
умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также
даты важнейших событий своего региона и всеобщей истории;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные
исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы,
макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и
явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной литературе;
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности
современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа в общении с
людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной
среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в
создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по
поиску и охране памятников истории и культуры).
Ожидаемые результаты
В ходе усвоения программы внеурочной деятельности, обучающие
подходят к прогнозируемой модели выпускника:
1. Знает фактический материал по истории школы, поселка,
Свердловской области, выступает на классных часах, может работать с
отдельными экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.
2. Свободно владеет фактическим материалом по истории Свердловской
области, имеет навыки экскурсовода, выступает со своей научной
темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с
историей России.
3. Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по
краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады,
статьи, исследовательские работы.
4. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной
личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность
защищать Родину.
Программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся
12 – 13 лет.
Режим занятий - 1 час в неделю
Обьём занятий - общее число внеурочных часов – 34
Срок освоения – один год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».