Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.) Принята на заседании педагогического совета от «26» августа 2021 г. Протокол № 3 Утверждена приказом от 01.09.2021 № 297 «Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «История посёлка Сосьва» НАПРАВЛЕННОСТЬ: духовно-нравственная и общекультурная Уровень: базовый Возраст обучающихся: 11 - 13 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Синкевич Мария Михайловна, педагог дополнительного образования п. Сосьва 2021 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность образовательной программы определяется повышением интереса к своему краю, окружающей действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Особенностью программы является то, что она знакомит школьников не только с историей Урала, но и со своеобразием населенных пунктов, показывает их самобытность, позволяет учащимся пережить сопричастность к ходу истории. Частично – деятельностный подход, обеспеченный практическими работами и экскурсиями, расширяет границы исторического пространства. Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого кружка «История поселка Сосьва», направлена на формирование патриотических качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национальнорегионального компонента содержания образования. Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Для успешного решения поставленных государством задач и была создана данная программа, в которой основной и ведущей идеей является патриотизм. Программа внеурочной деятельности предлагает приблизить и сделать доступным прошлое нашего края через интересную науку – краеведение. Практика показывает, что, изучая историю зарубежных стран, или историю России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест. Данная программа знакомит обучающихся с историей развития Свердловской области, Сосьвинского городского округа, поселка Сосьва в разные годы. Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка; на взаимодействие педагога школы с семьёй. Адресат: программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 12 – 13 лет. Психологическая характеристика возраста обучающихся. Данный возраст является определяющим для становления личности человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор. В этот же период они учатся принимать социальные нормы, и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным. Занятия в кружке разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка. Режим занятий - 1 час в неделю Обьём занятий - общее число внеурочных часов – 34 Срок освоения – один год Цель: познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в Свердловской области, с историей родного края. Задачи: 1. Овладеть системой знаний по истории Свердловской области, Сосьвинского городского округа, поселка Сосьва, способствовать развитию творческих способностей школьников. 2. Через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства патриотизма. 3. Создать устойчивый интерес к прошлому своего края, стремление к самостоятельному поиску краеведческого материала. Принципы обучения Предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные принципы и методы обучения: принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе. При подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении: Самоактуализации Индивидуальности Выбора Творчества и успеха Доверия и поддержки Методы, приёмы и технологии. Для наиболее прочного усвоения программного материала будет уместным использование следующих методов в организации учебновоспитательного процесса: Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Частично-поисковый Исследовательский Наглядный Контроля Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и обработка материала для определенной темы). При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии: Личностно-ориентированное обучение Индивидуализация обучения Информационные Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования) Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, экскурсии). Формы организации занятий Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе нпк, проведение классных часов, контрольные зачеты, экскурсии. Планируемые результаты обучения Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по краеведению: К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Личностными результатами изучения курса краеведения являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Малой Родины, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • познавательный интерес к прошлому своей Родины; • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога; • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Метапредметные результаты изучения краеведения включают следующие умения и навыки: • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; • соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога); • использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога; • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории учащимися включают: · овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; · способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; · умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; · расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Предметные результаты изучения краеведения включают: • определение исторических процессов, событий во времени, • установление синхронистических связей истории Руси и своей Малой Родины; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества, судьбах народов, населяющих её территорию; • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Свердловской области во всемирноисторическом процессе; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности и сегодня, памятников культуры, событий истории; • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека; • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия народов Урала; • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; • анализ информации, содержащейся в архивах школьного краеведческого музея, • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками; • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности людей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя); • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры; • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России; • приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений. Предполагается, что в результате изучения краеведения в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий своего региона и всеобщей истории; 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; · группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; - способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Ожидаемые результаты В ходе усвоения программы внеурочной деятельности, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника: 1. Знает фактический материал по истории школы, поселка, Свердловской области, выступает на классных часах, может работать с отдельными экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему. 2. Свободно владеет фактическим материалом по истории Свердловской области, имеет навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России. 3. Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады, статьи, исследовательские работы. 4. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность защищать Родину. Формы подведения итогов реализации программы Текущий контроль Итоговый контроль Знания экспозиций и фондов Участие в научно-практических музеев организация выставок, конференциях школы. проведение экскурсий, классных часов. Содержание программы Русские на Урале 15-16 вв. Заселение Урала. Урал в XIX в. - начале XX в. Этническая карта Урала в XIX в. – начале XX в. Горнозаводской край. Города, заводские посёлки и сёла. Торгово-промышленные центры Урал. Учебные заведения на Урале. Искусство горнозаводского края. Русские в XIX в. - начале XX в. Русские поселения на Урале. Жилые, хозяйственные и общественные постройки. Жилище в обрядах и представлениях. Праздничная и повседневная одежда русских на Урале. Символика одежды. Община. Мир. Общество. Религиозно-обрядовые запросы и духовная жизнь населения Урала. Трудовое воспитание. Финно-угорские и тюркские народы в XIX в. - начале XX в. Расселение народов по территории Урала в XIX в. - начале XX в. Хозяйство. Домашние ремёсла и промыслы. Поселения. Жилые и хозяйственные постройки. ХХв Революция 1905г на Урале. Гражданская война в п Сосьва. Экономическое развитие населенного пункта. 20-30гг. «Севураллаг». Великая Отечественная война 1941-1945гг. Сосьва в годы войны. Герои Советского Союза жители поселка. После войны 50-60гг. Предприятия Сосьвы. Герой России В.В. Романов. История своей семьи. Календарно – тематическое планирование № Дата 1 Тема занятия Колво часов Введение в краеведение Экскурсия в музей с. Нижняя Синячиха 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Река Сосьва Первые городки русских на северном Урале Город Верхотурье Просмотр фрагментов фильма «Хребет Урала» Итоговое занятие (выбор темы проекта, эссе, сочинение, вопросы) История п. Сосьва Основные сведения о Сосьвинском городском округе Строительство чугуно-литейного завода 1 Первые улицы поселка и их жители 1 Посещение музея школы № 4 1 Продукция завода и ее реализация 1 Первые учебные заведения в поселке 1 1 1 1 1 экскурсия 1 1 экскурсия 13 Больница в поселке экскурсия библиоте ки им М. Горького по поселку 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Революция и гражданская война в Сосьве Армия Колчака в поселке Их именами названы улицы поселка С Митин, С Балдин, Гирев Толмачев, Фадеев. Алексеев, П Бороздин П. Сосьва в 20-30гг Строительство деревообрабатывающего завода Севураллаг и его подразделения Ссыльные в Сосьве Сосьва в годы Великой Отечественной войны Герои Советского Союза наши земляки Пленные немцы в п. Сосьва 50-80 годы расцвет поселка (история в названиях его частей) Итоговое занятие ( фото моей семьи) Герой РФ, его именем названа школа и улица История МБОУ СОШ №1 прошлое и настоящее Посещение музея в п Гари Топонимика названий в поселке Моя родословная (схема) Производственные династии семей учеников Что нового я узнал на занятиях кружка Итоговое занятие - викторина Резерв всего 1 1 1 сообщения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 экскурсия Аннотация к программе внеурочной деятельности историко – краеведческого кружка « История поселка Сосьва» Пояснительная записка Настоящая программа внеурочной деятельности историко краеведческого кружка « История поселка Сосьва» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; Программа по истории Урала И.С Огоновская, И.В. Ермош Екатеринбург 2006г, муниципальных правовых актов; Устава МБОУ СОШ №1 имени Героя РФ Романова В.В.; Актуальность образовательной программы определяется повышением интереса к своему краю, окружающей действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Особенностью программы является то, что она знакомит школьников не только с историей Урала, но и со своеобразием населенных пунктов, показывает их самобытность, позволяет учащимся пережить сопричастность к ходу истории. Частично – деятельностный подход, обеспеченный практическими работами и экскурсиями, расширяет границы исторического пространства. Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого кружка «История поселка Сосьва», направлена на формирование патриотических качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национальнорегионального компонента содержания образования. Цель: познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в Свердловской области, с историей родного края. Задачи: 1. Овладеть системой знаний по истории Свердловской области, Сосьвинского городского округа, поселка Сосьва, способствовать развитию творческих способностей школьников. 2. Через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства патриотизма. 3. Создать устойчивый интерес к прошлому своего края, стремление к самостоятельному поиску краеведческого материала. Принципы обучения Предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные принципы и методы обучения: принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе. При подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении: Самоактуализации Индивидуальности Выбора Творчества и успеха Доверия и поддержки Методы, приёмы и технологии. Для наиболее прочного усвоения программного материала будет уместным использование следующих методов в организации учебновоспитательного процесса: Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Частично-поисковый Исследовательский Наглядный Контроля Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и обработка материала для определенной темы). При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии: Личностно-ориентированное обучение Индивидуализация обучения Информационные Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования) Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, экскурсии). Формы организации занятий Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе нпк, проведение классных часов, контрольные зачеты, экскурсии. Планируемые результаты обучения Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по краеведению: К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Личностными результатами изучения курса краеведения являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Малой Родины, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • познавательный интерес к прошлому своей Родины; • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога; • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Метапредметные результаты изучения краеведения включают следующие умения и навыки: • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; • соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога); • использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога; • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории учащимися включают: · овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; · способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; · умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; · расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Предметные результаты изучения краеведения включают: • определение исторических процессов, событий во времени, • установление синхронистических связей истории Руси и своей Малой Родины; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества, судьбах народов, населяющих её территорию; • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Свердловской области во всемирноисторическом процессе; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности и сегодня, памятников культуры, событий истории; • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека; • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия народов Урала; • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; • анализ информации, содержащейся в архивах школьного краеведческого музея, • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками; • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности людей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя); • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры; • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России; • приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений. Предполагается, что в результате изучения краеведения в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий своего региона и всеобщей истории; 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; · группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; - способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Ожидаемые результаты В ходе усвоения программы внеурочной деятельности, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника: 1. Знает фактический материал по истории школы, поселка, Свердловской области, выступает на классных часах, может работать с отдельными экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему. 2. Свободно владеет фактическим материалом по истории Свердловской области, имеет навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России. 3. Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады, статьи, исследовательские работы. 4. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность защищать Родину. Программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 12 – 13 лет. Режим занятий - 1 час в неделю Обьём занятий - общее число внеурочных часов – 34 Срок освоения – один год