Положение о системе оценки планируемых результатов АООП

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

УТВЕРЖДАЮ
юр МЕРУ СОШ № 1
Романова В.В.
2_С.Ю.Рычкова
от 10.08.2020 г.
№239

Положение о системе оценки планируемых результатов
освоения адаптированной основной образовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

1.0бщие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014, Уставом
МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В. (далее - Школа).
1.2. Настоящее Положение регламентирует систему оценок, формы,
периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), передает специфику образовательного процесса, соответствует
возможностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной
аттестацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
1.4. Система оценки достижения результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающимися с умственной — отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее АООП) обеспечивает связь между
требованиями стандарта и образовательным процессом.
1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
обучающимися с легкой умственной отсталостью (вариант 1) ориентирует
образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование
базовых учебных действий.
1.6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
обучающимися с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) ориентирует образовательный процесс на введение в
культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства,
достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.
1.7.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умственной отсталостью
АООП осуществляется Школой.
2. Цель оценочной деятельности
2.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии
с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся
и оценка результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических
кадров, установление динамики развития обучающихся по итогам учебных триместров
(для обучающихся с легкой умственной отсталостью), полугодий (для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми и множественными
нарушениями развития) и учебного года, описание достижения возможных результатов в
форме, понятной для всех участников образовательных отношений. Полученные данные
используются для оценки состояния и тенденцийразвития системы образования.
2.1.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана
решить следующие задачи:
-закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы
оценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование базовых учебных действий;
-обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
-предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельностиобщеобразовательной организации;
-позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При
определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на
следующие принципы:
-дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных
изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
- единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с
умственной отсталостью, представляют обобщенные характеристики оценки их учебных
и личностных достижений.
3. Направления оценочной деятельности
3.1. Освоение АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обеспечивает достижение обучающимися двух
видов результатов: личностных и предметных.
3.2. Личностные результаты освоения АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают индивидуально­
личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных
предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности;
опытом социальноговзаимодействия. (Приложение 1).
3.3. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания
и
умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их
применению. (Приложение 2.)
3.4. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
3.5 АООП (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
3.6. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по
всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия
родителей (законных представителей) Школа переводит обучающегося на обучение по
индивидуальному плану (вариант2).
4. Функции системы оценки достижения планируемых результатов
4.1 Закрепляет основные направления оценочной деятельности, описание объекта
оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов.
4.2. Ориентирует образовательный процесс на развитие личности обучающихся,
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и
формирование базовых учебных действий.
4.3. Способствует оценить достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и жизненных компетенций, включенных в специальную
индивидуальную программу развития. Обеспечивает интегративный подход к оценке
результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), позволяющий оценивать в единстве предметные и

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

личностные результаты образования.
4.4.
Позволяет осуществлять оценку динамики развития жизненных компетенций
и учебных достижений обучающихся.
5. Процедура оценки достижения личностных результатов обучающихся
5.1. При оценке личностных результатов диагностируется сформированность
внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально - ценностных
отношениях к себе и окружающему миру. Оценка (не отметка) проявляется в словесной
характеристике. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме
не представляющей угрозы личностии психологической безопасности ребёнка.
5.2. Для оценки личностных результатов обучающихся используется метод
экспертной оценки, которая представляет собой процедуру оценки результатов на
основе мнений группы специалистов (экспертов). В ее состав входит учительпредметник, педагог- психолог, учитель-логопед логопед, учитель- дефектолог).
5.3. Критериальным аппаратом для оценивания служит индивидуальный перечень
возможныхрезультатов личностного развития.
5.2. В случае затруднений оценки сформированности действий, представлений в
связи с отсутствием видимых изменений, обусловленной тяжестью имеющихся у
ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные
личностные результаты.
Программа системы оценки Вариант 1 (Приложение 1) включает: Показатели
оценки уровня сформированности БУД.
5.3. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей
оценки экспертная группа делает вывод о динамике усвоения АООП и СИПР
обучающегося за год по каждому показателю по следующей шкале:
1

- отсутствие динамики или регресс;

2

- динамика в освоении минимум одной операции, действия;

3

- минимальная или средняя динамика;

4

- выраженная динамика;

5 - полное освоение действия.
5.4. Оценка динамики личностных результатов фиксируется психолого­
педагогическим консилиумом (один раз в год) и в обязательном порядке доводится до
сведения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и/или
до сведения совершеннолетних обучающихся.
6. Процедура оценки достижений предметных результатов обучающихся
6.1. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

6.2. Промежуточная аттестация проводится в 1-12-х классах (вариант 1) в конце
первого полугодия и в конце учебного года в сроки, установленные в начале учебного
года. В первых и вторых классах промежуточная аттестация ведется без фиксации в
форме отметок достижений обучающихся в журналах (ставится отметка б/о безотметочное обучение), используется качественная оценка деятельности обучающегося
через словесное и эмоциональное поощрение.
6.3. Время проведения промежуточной аттестации в целях предупреждения
перегрузки обучающихся, определяется общешкольным графиком. В один учебный день в
одном классе проводится только одна письменная контрольная работа, в течение недели не
более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти,
первый и последний дни недели.
6.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся 2-9 классов (вариант 1) Школы
осуществляется по пятибалльной системе с фиксацией в форме отметок достижений
обучающихся в журналах.
6.5. Критерии оценки предметных результатов формируются на основе
индивидуального и дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой
образовательной области). Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и
элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно­
развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении
личности ученика и овладении им социальным опытом.
6.6. Оценка достижений предметных результатов производится путем
установления среднего арифметического из двух оценок - оценка знаний и оценка умений.
В спорных случаях приоритетной является оценка за практические учебные умения.
6.7. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью необходимо, чтобы
балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим
основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
соответствие/несоответствие усвоения научных знаний и использование их в
практике (полнота и надежность знаний);
-«верно»/ «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения
достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок,
возможных причинах ихпоявления, способах их предупреждения или преодоления.
6.8. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разныхвидов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
6.9. Текущий контроль успеваемости проводится во всех класса, формами
текущего контроля успеваемости могут быть:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

математика/информатика: устный опрос; контрольная работа; проверочная
работа; арифметический диктант; практическая работа; тест;русский язык: диктант
(словарный, полный, выборочный, свободный, диктант с грамматическим заданием);
письмо по памяти; списывание; тест; работа с деформированными текстами
(восстановление пропущенных букв, частей слов, слов; восстановление порядка
предложений); творческие работы (развернутое устное или письменное высказывание,
основанное на опыте ученика; составление рассказа по серии картинок; составление
рассказа по сюжетной картине);
чтение/литературное чтение/речевая практика: проверка навыков осознанного
чтения (техника чтения); пересказ сюжетного текста; тест на понимание содержания
текста (герои, место и время действия, последовательность событий); иллюстрирование
текста (подбор или созданиеиллюстраций, в том числе с помощью ИКТ-технологий).
человек и общество, естествознание (основы социальной жизни, мир истории,
история отечества, обществоведение, этика, биология, география, природоведение, мир
природы ичеловека): проверочная работа; тест; контрольная работа; диктант.
- технология (ручной труд, профильный труд): проверочная работа; практическая
работа; контрольная работа; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;
тесты;
-физическая культура: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных
соревнованиях различного уровня;
-искусство (музыка, изобразительное искусство): оценивание индивидуальных
творческих работ; динамика их развития; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного
уровня.
6.10. Оценивание обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
исключает систему балльного (отметочного) оценивания. При оценивании допускается
лишь словесная объяснительная оценка и не допускается использование любой знаковой
символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и прочие).
6.11. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися (Вариант 2) является
достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития
последнего года обучения.
6.12. Итоговая аттестация (вариант 2) осуществляется в течение последних двух
недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке
результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении
отдельных предметов (курсов), которые не должны рассматриваться как показатель
неуспешности их обучения и развития в целом.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися
планируемых результатов освоения АООП и СИПР, взаимодействие следующих
компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
6.13.
При оценке результативности обучения учитываются особенности
психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление
результативности обучения
происходит
вариативно
с
учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех
видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по
подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности
достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Выявление
представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области
должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания
дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке
сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений,
обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его
эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
7. Итоговая аттестация обучающихся (вариант1)
7.1. Цель проведения итоговой аттестации выпускников: проверка
соответствия знаний выпускников требованиям программ, глубины и прочности
полученных знаний, умения применятьих в практической деятельности.
7.2. Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП
проводится итоговаяаттестация по выбранному профилю труда:
- швейное дело.
7.3. Сроки проведения: итоговая аттестация по профессиональному обучению
проводится в выпускном классе в последней декаде мая или первой неделе июня в
соответствии с «Положением
об организации итоговой аттестации выпускников IX
класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для
детей с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
1 им. Героя РФ Романова В.В.»
Итоговая аттестация выпускников проводится по трудовому обучению
проводится в формах:
- практическая экзаменационная работа и устные ответы по билетам;
- собеседование на основе выполненной практической работы;
- защита проекта.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

7.4.
Экзамен по трудовому обучению проводит аттестационная комиссия в составе
председателя (директор школы или заместитель директора), учителя и ассистента. Состав
аттестационной комиссии и дата проведения экзамена утверждаются приказом директора
школы.
7.3.
Дети с ОВЗ по состоянию здоровья могут быть освобождены от сдачи
выпускных экзаменов. Оценка по профильному труду в свидетельство об обучении
выставляется по итогам года.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Приложение 1.

. Программа оценки личностных результатов
Критерий_________________
Владение
навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия (т.е. самой
формой
поведения,
его
социальным рисунком), в
том числе с использованием
информационных
технологий

Параметры оценки
Индикаторы
сформированность навыков способность инициировать и
коммуникации со взрослыми поддерживать коммуника­
цию с взрослыми
способность применять аде­
кватные способы поведения
в разных ситуациях
способность обращаться за
помощью
сформированность навыков способность инициировать и
коммуникации
со поддерживать
сверстниками
коммуникацию со сверстни­
ками
способность применять аде­
кватные способы поведения
в разных ситуациях
способность обращаться за
помощью
владение
средствами способность использовать
коммуникации
разнообразные средства ком­
муникации согласно ситу­
ации
адекватность
применения способность правильно при­
ритуалов
социального менить ритуалы социально­
взаимодействия
го взаимодействия согласно
ситуации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Приложение 2
Оценка обучающихся с легкой степенью умственной отсталости по
предметам обучения
1.Оценка знаний - неотъемлемая часть процесса обучения. При оценке знаний,
умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание индивидуальные
особенности интеллектуального развития учащихся, состояние их эмоционально-волевой
сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития есть возможность
предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ учащихся,
страдающих глубоким нарушением моторики, не снижается оценка за плохой почерк,
неаккуратность письма, качество записей, рисунков, чертежей и т.д.
2. При оценке устных ответов обучающихся принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка “5” ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать
ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам
исправляет;
Оценка “4” ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки “5”, но допускает неточности в подтверждении правил примерами и
исправляет их с помощью учителя;
Оценка “3” ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно,
допускает ряд ошибок, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и
делает с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя;
Оценка “2” ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или
наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки, не использует
помощь учителя.
3. При оценке работ в виде тестов результаты соотносятся с оценками:
Оценка “5” - верно выполнено свыше 65% заданий;
Оценка “4” - верно выполнено от51% до 65% заданий;
Оценка

“3”

-

верно

выполнено

от

35%

до

50%

заданий;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Оценка “2” - выполнено менее 35%.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по чтению/литературному
чтению и развитию речи
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты примерно следующего объема (на конец года):
I класс - 10 слов;
II класс - 15-20 слов;
III класс - 20-25 слов;
IV класс - 35-40 слов;
V класс - 45 -60 слов;
VI класс - 70-80 слов;
VII - 80- 90 слов;
VIII—XII классы - 90-100 слов.
В начале года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке техники чтения принимается во внимание успешность овладения
обучающимися техникой чтения (правильность/беглость/выразительность) и содержанием
читаемого (выделение главной мысли/ответы на вопросы/пересказ) в соответствии с
программными требованиями по каждому году обучения:
1-И классы:
Оценка “5” (б/о) ставится, если обучающийся читает правильно или с 1-2
самостоятельно исправленными ошибками слова/предложения/короткие тексты,
соблюдает паузы на знаках препинания, отвечает на вопросы по содержанию
прочитанного и иллюстрации к тексту (к концу года целыми словами слова из двух
слогов открытого типа и трёхбуквенные слова в 1 классе; с переходом к концу года к
чтению целыми словами во 2 классе); знает и может рассказать наизусть 1-2
стихотворения;
Оценка “4” (б/о) ставится, если обучающийся читает в соответствии с
возрастными нормативами — см. выше, допуская 1-2 ошибки при чтении и соблюдения
пауз на знаках препинания, допускает неточности в ответах на вопросы по содержанию
прочитанного и иллюстрации к тексту, но исправляет их самостоятельно или с
незначительной помощью учителя; во втором классе подключается требования к
выразительности чтения;
Оценка “3” (б/о) ставится, если обучающийся испытывает трудности при чтении
по слогам несложных по структуре слов, допускает 3-4 ошибки при чтении и
соблюдении пауз на знаках препинания, отвечает на вопросы по содержанию
прочитанного и иллюстрации к тексту с помощью учителя;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

Оценка “2” (н/а) ставится обучающемуся, если он испытывает трудности при
чтении по слогам даже легких двухсложных слов, допускает более 5 ошибок при чтении,
не соблюдает пауз на знаках препинания, не отвечает на вопросы по содержанию
прочитанного и иллюстрации к тексту даже с помощью учителя.
III—IV классы:
Оценка “5” ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами
правильно, с 1-2 с самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с
соблюдением синтаксических, смысловых пауз и логических ударений, отвечает на
вопросы и передает содержание прочитанного полно/правильно/последовательно, твердо
знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно;
Оценка “4” ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами,
некоторые трудные слова иногда по слогам; допускает 1-2 ошибки при чтении, с
соблюдением синтаксических, смысловых пауз, в IV классе - логических ударений,
допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью учителя, допускает при чтении
наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно
выразительно;
Оценка “3” ставится обучающемуся, если он: читает в основном целыми
словами, трудныеслова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении,
соблюдении синтаксических/смысловых пауз, в IV классе - логических ударений,
отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя,
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста;
Оценка “2” ставится обучающемуся, если он: читает в основном по слогам,
даже легкие слова, допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении
синтаксических пауз, в ответах на вопросы при пересказе содержания прочитанного
искажает основной смысл, не использует помощь учителя, не знает большей части
текста, который должен читать наизусть.
V—XII классы:
Оценка
“5”
ставится
обучающемуся,
если
он:
читает
правильно/бегло/выразительно с соблюдением норм литературного произношения,
выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной
помощью учителя, делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8—9
классах легкие тексты — самостоятельно), называет главных действующих лиц
произведения, характеризует их поступки, отвечает на вопросы и передает содержание
прочитанного полно/правильно/последовательно, твердо знает наизусть текст
стихотворения и читает его выразительно;
Оценка “4” ставится обучающемуся, если он: читает, в основном,
правильно/бегло, допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений, допускает
неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет
их с помощью учителя, допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании
частей, исправляет их с помощью учителя, называет главных действующих лиц
произведения, характеризует их поступки с помощью учителя,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет
их самостоятельно или с незначительной помощью учителя, допускает при чтении
наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно
выразительно;
Оценка “3” ставится обучающемуся, если он: читает недостаточно бегло,
некоторые слова по слогам, допускает 3-4 ошибки при чтении, 1-2 ошибки - в
соблюдении синтаксических пауз, 3-4 - в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию/логических ударений, выделяет основную мысль
произведения или части рассказа с помощью учителя, делит текст на части и
озаглавливает части с помощью учителя, затрудняется назвать главных действующих
лиц произведения, характеризовать их поступки, отвечает на вопросы и пересказывает
неполно/непоследовательно, допускает искажение воспроизведения, обнаруживает при
чтении наизусть нетвердое усвоение текста;
Оценка “2” ставится обучающемуся, если он: читает по слогам, допускает более
5 ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз, не может выделять
основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя, не делит текст
на части, не называет
главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки, отвечает на
вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной
смысл, не использует помощь учителя, не знает большей части текста, который должен
знать наизусть.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по русскому
языку, письму и развитию речи
Знания и умения обучающихся легкой и средней степени умственной отсталости
по русскому языку, письму и развитию речи оцениваются на основе устных ответов и
письменныхработ.
Примерный объем текстов контрольных работ: 1 класс - 8-10 слов, 2 класс - 1012 слов (на начало года) - 16-18 слов (на конец года), 3 класс - 20-25 слов, 4 класс - 3035 слов, 5 класс - 45-50 слов, 6 класс - 65-70 слов, 7-9 классы - 75-80 слов. Учету
подлежат слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. Обучающиеся, которые по
АООП имеют рекомендации и занимаются с логопедом, не освобождаются от написания
контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от
индивидуального продвижения обучающихся.
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок
на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на
непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте
считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды
написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в
другом
слове,
она

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
недописывание слов;в) пропуск одной части слова при переносе; повторное написание
одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов
(пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое
искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические
ошибки приравниваются к одной орфографическойошибке.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими
нормами:
Оценка “5” ставится за работу без ошибок;
Оценка “4” ставится за работу с 1-3 ошибками;
Оценка “3” ставится за работу с 4-5 ошибками;
Оценка “2” ставится за работу, в которой допущено шесть и более ошибок.
При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка “5” ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе
грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Оценка “4” ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение
изученногоматериала, умеет применить свои знания, допускает 2-3 ошибки;
Оценка “3” ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний,
допускает 4-5 ошибок или несправляется с одним из заданий;
Оценка “2” ставится, если обучающийся обнаруживает плохое знание
учебногоматериала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. При
проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему
рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и
орфографии. В IV классе для изложений даются тексты повествовательного характера
объемом 30 - 35 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному
коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитываются
правильность,
полнота
и
последовательность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая
оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Оценка “5” ставится за правильное, полное, последовательное изложение текста
(темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1 - 2
орфографические ошибки;
Оценка “4” ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений
текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание
основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3 - 4
орфографические ошибки;
Оценка “3” ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от
текста (темы), с 2 - 3 ошибками в построении предложения и употреблении слов,
влияющих на понимание основного смысла, допускается 5 - 6 орфографических
ошибок;
Оценка “2” ставится за изложение (сочинение), в котором имеются
значительные отступления от текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в
построении предложений иупотреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по математике
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых
письменных работ.
- Оценка устных ответов:
Оценку «5» ставится обучающемуся, если он: дает правильные, осознанные
ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа
предметно, практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет
самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет
самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу,
объяснить ход решения; умеет производить и объяснять устные и письменные
вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и
чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.
Оценку «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует
требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но: при ответе ученик
допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах,
помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в
дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов
вслух, опоре на образыреальных предметов; при решении задач нуждается в
дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи,
уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур
на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; выполняет работы по
измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты в работе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

обучающегося
легко
исправляет
при
незначительной
помощи
учителя,
сосредотачивающего внимание на существенных особенностях задания, приемах его
выполнения, способах объяснения. Если обучающийся в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена
отметка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: при незначительной помощи
учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы,
формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на
различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; понимает
и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; узнает и
называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в
пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием
записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения
последовательности работы, демонстрации приемов выполнения;
Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей
части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других
учащихся.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками
следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения
правил, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и
построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение
формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко
используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий,
величин и др.).
При оценке письменных (комбинированных) работ по математике:
Оценка “5” ставится, если вся работа выполнена без ошибок или с одной
негрубойошибкой Оценка “4” ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки
или одна грубаяошибка.
Оценка “3” ставится, если:
а) решены простые задачи, но не решена составная,
б) решена одна из двух составных задач, хотя и не с грубыми ошибками,
правильновыполнена большая часть других заданий;
Оценка “2” ставится, если не решены задачи и выполнено менее половины
другихзаданий.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича (МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)

При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка “5” ставится, если все задания выполнены правильно;
Оценка “4” ставится, если допущены не более 1 грубой ошибки или 1-2
негрубыеошибки;
Оценка “3” ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые
ошибки;
Оценка “2” ставится, если допущены 3-4 и более грубых ошибок и ряд негрубых.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по технологии
Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при
выполнении практической работы и может выполнить её, используя план или образец,
а также можетпроанализировать и оценить качество своей работы;
Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий
испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном
выполнении практического задания и его анализе;
Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно
задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и
проанализировать своей работы.
Оценка «2» обучающимся не ставится.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков обучающихся
За полугодие и за год знания, умения и навыки обучающихся оцениваются одним
баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний, так и
овладение им практическими умениями и навыками.
Основанием для выставлением итоговой оценки знаний служат: результаты
наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и
итоговых контрольных работ.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».