Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)
УТВЕРЖДАЮ
БОУ СОШ № 1
'оманова В.В.
^_С.Ю.Рычкова
от 10.08.2020 г.
№239
ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании логопедической помощи
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 1
им. Героя Российской Федерации Романова В.В.
1.Общие положения
Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение) в МБОУ СОШ № 1
им. Героя РФ Романова В.В. (далее - Школа), составлено в соответствии с примерным
положением об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, утвержденного Распоряжением Министерства Просвещения РФ
от 6 августа 2020 года № Р-75 и регламентирует деятельность Школы, в части оказания
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи
(далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в
том числе адаптированных).
Задачами Школы по оказанию логопедической помощи являются:
Организация и проведение логопедической
диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся.
Организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи.
Организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам.
Консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1.
Логопедическая помощь оказывается обучающимся с выявленными нарушениями
устной и (или) письменной речи и обучающимся, испытывающим трудности в освоении ими
основных общеобразовательных программ
2.2.
При организации оказания логопедической помощи ведется документация согласно
приложению 1 к Положению.
2.3. Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения
оказания логопедической помощи.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных
представителей)
и
согласия
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.5.
Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное
и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней
каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОП1 № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников,
углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и
получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной
работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус
обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной
и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика
(приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной
и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения
обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом
пункта 2.4 Положения.
2.6.
Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
2.8. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
2.9. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа директора
школы.
2.10. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.11. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Школы.
2.12. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.13. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающимися, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми
(должностными) обязанностями.
2.14. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при
совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и
педагогических работников, родителей (законных представителей).
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей.
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников Школы.
- информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования
3.1.
Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи
детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования определяются с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)
3.2.Учащиеся получают логопедическую помощь независимо от формы получения
образования и формы обучения.
Периодичность проведения логопедических занятий:
3.2.1.
Для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, с
выраженностью речевого нарушениям том числе для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи, составляетне менее трех логопедических занятий в неделю в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий; и не менее одного - двух логопедических
занятий в неделюдля обучающихся с другими выявленными нарушениями.
3.2.2.
Для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями
об оказании психолого-педагогической помощи, испытывающих трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, составляет
(в форме групповых и индивидуальных занятий) не менее двух логопедических занятий в
неделю.
3.3.3.
Для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных
по итогам логопедической диагностики, не менее одного занятия в неделю в форме
групповых и индивидуальных занятий.
Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
В 1-х, в том числе 1 дополнительном - групповое занятие - 35-40 мин,
индивидуальное - 20-40 мин.
2. Во 2 - 11 классах - групповое занятие - 40-45 мин, индивидуальное - 20-45 мин.
Предельная наполняемость групповых занятий:
Для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 68 человек.
Для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
не более 6-8 человек.
Для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по
итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы составляет не
более 10 человек.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)
Приложение № 1
Документация Организации при оказании логопедической помощи
Программы и/или планы логопедической работы.
Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
Расписание занятий учителей-логопедов.
Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)
Приложение № 2
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Директору МБОУ СОШ № 1
им.Еероя РФ Романова В.В.
родителей
(законных представителей)
обучающегося
СОЕЛАСИЕ
родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
-Я,________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем(законным представителем)_____________________
(ФИО, класс, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
«
»
2020 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)
Приложение № 3
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Директору МБОУ СОШ № 1
им.Еероя РФ Романова В.В.
ФИО родителя
(законного представителя)
обучающегося
заявление.
Я ,________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть)
(ФИО, класс, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия
в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого
педагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
«
»
20
г./
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)
Приложение № 4
Педагогическая характеристика наобучающегося
(ФИО, дата рождения, класс)
Общие сведения:
дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
образовательная программа (полное наименование);
особенности организации образования:
класс: общеобразовательный, на дому;в медицинской организации^ форме
семейного образования;сетевая форма реализации образовательных программу применением
дистанционных технологий.
-факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе
индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых,
хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
-состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
-трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах
осуществляющей образовательную деятельность:
1.
образования
ребенка
в
организации,
Динамика освоения программного материала:
-учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых
ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна,
невысокая, неравномерная).
Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста,
прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом
(ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОЮ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)
Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями))
занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов - указать длительность, т.е. когда начались /закончились занятия).
Характеристики взросления 1:
-хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств
и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная,
второстепенная);
-значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени
по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
-способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на
словах»);
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
-особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
-отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/ утрачена);
- ж изненны е планы и профессиональные намерения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова Виктора Викторовича
(МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В.)
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты
контрольных работ и другое).
________________________________ 2020 год
Учитель-логопед, принявший обращение: (указать ФИО, должность в 00)
Результат обращения:___________________________________________
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)