РП Клиническая психология 10 класс

Поурочно-тематическое планирование к рабочей программе
в 10 классе
«Клиническая психология»

Составитель: Грищук Нонна Анатольевна
Учитель

п. Сосьва 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа представляет собой курс занятий по клинической психологии
с обучающимися 10 классов. Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО.
В России начинает создавать такая система непрерывного педагогического
образования, важным звеном которой должна стать целенаправленная работа со
старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору специальностей.
По целевой направленности программа курса развивающая. Форма общения –
диалог.
Эмоционально-личностному
восприятию
способствует
использование
произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, художественных и
документальных фильмов, передач и т.д. Широко используются различные методики
изучения личности обучающегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический
тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и
групповые ситуации и т.д.
Органичное сочетание теории и практики помогает более успешно усвоить
учебный материал.
Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения
обучающихся и формирования позитивной установки на выбор профессий социальногуманитарного направления.
Задачи:
• мотивировать обучающихся на самопознание и развитие своих способностей;
•
развивать мотивы профессионального выбора и потребность в
профессиональном
самоопределении
посредством
формирования
целостного
представления о педагогической деятельности;
• способствовать осмыслению специфики профессии социально-гуманитарной
направленности;
• развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции
поведения и деятельности, способность работать в команде;
•
создавать условия для проектирования обучающимися стратегии
профессионального и личностного саморазвития.
Место курса в образовательном процессе.
Программа является модифицированной – адаптирована к условиям
общеобразовательной школы.
Курс предназначен для обучающихся 10 классов общеобразовательных школ.
Специфической
особенностью
данной
дисциплины
выступает
ее
ориентированость на развитие личности старшеклассников в ответственный период
социального взросления, формирование у них социальной компетентности, нравственной
культуры, познавательных интересов, развитие способности к творчеству.
Методы обучения и формы организации занятий
Предлагаемая программа занятий основывается на субъектно- деятельностном
подходе, реализация которого позволяет рассматривать учебную активность обучающихся
как необходимое условие формирования мотивации педагогической деятельности,
профессионального самоопределения. С этой целью могут использоваться методы
активного обучения, интерактивные методы, методы дидактической эвристики (открытые
эвристические задания, эвристические образовательные ситуации), дискуссии, метод
проектов, методы когнитивно- рефлексивной работы с учебной информацией, игровые
методы, информационно- коммуникационные технологии и др.

Рекомендуемые формы организации обучения: сочетание фронтальных,
групповых, парных и индивидуальных форм обучения.
Условия, необходимые для реализации программы
Педагогический класс – кабинет, где есть возможность для показа видеороликов,
презентаций, достаточно просторный, с партами и стульями для обучающихся.
Материалы и оборудование:
1. Оборудование:
компьютер,
звуковоспроизводящее
оборудование,
видеовоспроизводящее оборудование.
2. Материалы: бумага для записей, ручки и карандаши, ластики, раздаточный
материал с тестами, анкетами.
3. Электронные материалы: созданные презентации, электронные варианты
текстов, видеоролики, короткометражные фильмы, обучающие фильмы.

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
 опыт самоопределения в жизненной перспективе, определения иерархии целей,
реалистичности намерений и др.;
 опыт построения рефлексивного отношения к действительности психологического
содержания;
 умение замечать и признавать расхождение в декларации целей личного действия и
реальных результатах, опыт ответственного отношения к индивидуальной
активности;
 обретение привычки «обдумывать свое житье», опыт ценностного отношения к
саморефлексии в пространстве межперсонального взаимодействия;
 опыт формулирования (публикации) личной позиции в контексте общегрупповой
дискуссии психологического содержания.
Метапредметные результаты:
 умение вычитывать научный текст психологического содержания;
 умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих
природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
 умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в
общегрупповой дискуссии психологического содержания;
 умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым
результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);



умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе
психологической реальности активности человека;
 умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания
активности человека, в т.ч. собственной;
 получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического
содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к
личному вкладу в общий результат.
Предметные результаты:
 опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на
основе заданных критериев дифференциации;
 получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции
различных психологических подходов, о специфике проектирования средств
вмешательства в активность человека в случае необходимости;
 получение знания о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в
процессе развития и социализации;
 опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы
самоопределения.
 опыт различения утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора
полезных качеств и нравственного отношения к человеку;
 умение
формулировать
аргументированные
суждения,
объясняющие
психологическую природу различных форм активности человека;
 умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения,
определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер
коммуникаций;
 умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте
учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Что такое психика и как она устроена
Психика как особое образование, существующее у животных и человека.
Механизмы психики. Психические явления. Нужда и потребность. Как возникают
потребности? Как потребности начинают диктовать стратегию активности? Откуда
берутся цели активности животного и человека? Место эмоций в схеме поведения
животного и человека. Кто думает: мозг или человек (животное)? Интеллектуальное
поведение животных.Психологическое изучение животного и человека. Познаваема ли
психика?Что имеют в виду, когда говорят о развитии психики?
Главная цель: изучить основания психологического подхода к определению
природы активности животных и человека; определить место эмоций в общей структуре
психической активности.
Обобщить житейские представления обучающихся о нормативной психической
активности человека и факторах, вызывающих нарушения поведения человека.
Учить вычитыванию (чтению и комментированию) авторских научных текстов
психологического содержания, объясняющих. Определение критериев для различения
текстов научного содержания по стилистике (научный, научно-популярный,
псевдонаучный).

2. Понятие «нормы» в психологии
Что такое «норма» в психологии. Когда мы говорим, что человек обладает
сознанием? Деятельность и сознание. Неосознаваемые процессы в психической
активности человека, их природа и проявления. Синонимичны ли термины
подсознательно, бессознательно, неосознанно… Механизмы психологической защиты.
Защитное поведение. Что можно считать нарушением психики? Человек знает больше,
чем может об этом сказать. Как формируются образы сознания?Психологические
образования, определяющие принадлежность к роду человеческому.
Основная цель связана с актуализацией представлений подростков (содержания
обыденного сознания) о том, как строится образ реальности:
- выявление схем интерпретации подростками активности живых существ,
объяснение оснований научного анализа этих явлений в разных психологических школах;
- способа научного анализа собственного поведения; выявление трудностей
исследования неосознаваемых процессов активности;
- объяснение механизма психологической защиты, анализ видов защитного
поведения.
- схематизация соотношения понятий потребности, желания, действия;
- определение содержания понятия самосознания, описание форм существования
Я в структуре самосознания.
3. Темперамент, характер
Основная цель связана с определением содержания проблемы управления
человеком собственным поведением, в получении опыта осознания связи
физиологического и психического в природе человеческих действий. Дополнительная
цель определяется необходимостью организации возможности для практического
изучения подростком природы типичных форм поведения в различных проекциях
собственной жизни.
4.Акцентуации характера
Основная цель состоит в изучении родовых способностей человека. В рамках занятия
предполагается разработка диагностического инструмента для исследования активности человека
различной направленности, освоение тренингового упражнения
«волевое действие».
4. Понятие психического нездоровья

Основная цель состоит во введении участников в философско-психологический
контекст понимания того, что такое «личность», в обнаружении и рефлексии связи
личностного и нравственного в человеке. Дополнительная цель – развести понимание
«личное» и «личностное» и попытаться ответить на вопросы: «Каждый ли человек
личность?» и «Всегда ли я личность?». Различение утилитарно-вещного отношения к
человеку как носителю набора полезных качеств и нравственного отношения к человеку
(И. Кант).
Ожидаемый результат состоит в пересмотре обыденных представлений о
человеческой личности как о «мешке со способностями, эмоциями, мотивами и чертами
характера». Предполагаемый итог – понимание интенциональности личности: «Человек,
чтобы оставаться человеком, должен превосходить самого себя» (А.С. Арсеньев).

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Разделы программы

Содержание

Колво
часов
12

Знакомство с понятиями «методы
психологии», «инроспекция», «наблюдение»,
психика», «бытие» и «сознание».
Психологическое изучение животного и
человека. Познаваема ли психика?
История вопроса «Сознание». Различные
определения. Введение понятий
«психологические защиты», «совладающее
поведение», «копинг-стратегии».

3

Что такое психика и как она
устроена
1

Что такое психика

2

«Как работает сознание».

3

3

Я в структуре
самосознания

4

Воля и психика

5

Самостоятельная работа

6

7

Диагностика «Какие у меня механизмы
психологической защиты».
Схематизация соотношения понятий
потребности, желания, действия;определение
содержания понятия самосознания, описание
форм существования Я в структуре
самосознания.
Высшая психическая функция как
функциональный орган человека (А.А.
Ухтомский, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин).
Просмотр документальных фильмов про
волю. Воля умная и тупая. Как мы научаемся
управлять собою и другими людьми.
Проработка плана, как работатьнад
укреплением воли. Как мы научаемся
управлять собою и другими людьми.
Соотнесение характеристик личности с
волевыми качествами. Что является волей, а
что безволием?

2

3

1

Понятие нормы в психологии

4

Понятие нормы в психологии Понятие нормы в психологии. Обучение
навыкам эффективного общения. Тренинг по
развитию навыков конструктивного общения
«Я сообщаю». Занятие арт-тренинг
«Вербальное и невербальное общение».
Темперамент, характер

4

Темперамент

3

Понятие темперамента, виды,
классификация. Обсуждение последних
данных, полученных в ходе отечественных
и зарубежных исследований.
Конструктивное и защитное поведение.
Обзор инновационных методик работы над
привычками.

6

8

Характер

Определение характера, обучение
навыкам анализа поведения и
характера. Тренинг навыков
управления своим
поведением и поведением других.
«Личность вистории». Обсуждение
моральных и
нравственных норм. Практическое занятие:
«Изучаем характер», «Изучаем ценности»,
«развитие культуры личности»

Акцентуации характера

9

Акцентуации
характера

Понятие
психического
нездоровья
10

Понятие психического
нездоровья

11

Психические
заболевания, их
классификация
Самостоятельная работа

12

Итого:34 часа

3

6

Понятие акцентуации, классификация.
6
Диагностические методы определения
акцентуаций характера. Коррекционная
работа, направленная на снижение проявлений
акцентуации характера.
6

Введение понятия психического нездоровья.
Сравнительная характеристика понятий
«индивид», «индивидуальность» и
«личность». Гуманистическая концепция
личности. Просмотр фрагментов
видеофильмов, сравнение мнений
Признаки психических заболеваний, методы
диагностики

3

2

1

Учебно-методический материал
1. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: книга для учащихся / Я.Л. Коломинский.
– Минск,1998. Лобанов, А.П. Практикум по общей и когнитивной психологии:
практикум / А.П.Лобанов. – Минск, 2014. – 144 с.
2. Пономаренко, Л.П. Психология для старшеклассников: пособие для педагога / Л.П.
Пономаренко, Р.В.Белоусова. – М., 2003. – 222 с.
3. Платонов, К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. – СПб., 1997. – 288 с.
4. 13.
5. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А.
Холодная. – 2-е изд. – СПб., 2002. – 272 с.
6. ФГИС «Моя школа»

Приложение
«Формы учета рабочей программы воспитания»
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала элективного курса «Клиническая психология». Эта работа
осуществляется в следующих формах:













Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения. Правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через, обращение внимания на ярких деятелей культуры,
связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в
развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы
их поступков;
использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные,
этические вопросы Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, лицам.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включение в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем
и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».