РП Основы медицинских знаний 8

Администрация Сосьвинского городского округа
Отраслевой орган администрации Сосьвинского городского округа
«Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
им. Героя РФ Романова В.В.
Рассмотрена
на школьном методическом совете
Протокол от «__» __ 20 __ г. № __

Утверждена
приказом директора
МБОУ СОШ № 1
им. Героя РФ Романова В.В.
от ________20 г

Заместитель директора по УВР
№__________
________/ О.Н Мельникова /

Директор ОУ __ /

С.Ю.Рычкова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы медицинских знаний»
для 8 классов

Раработчик:
учитель биологии, Борисова Е.В.

пгт Сосьва

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (далее — Программа) является
компонентом основной образовательной программы школы соответствующего уровня
образования (далее - ООП).
Программа "Основы медицинских знаний" предназначена для обучающихся 8 класса
(1 ч. в неделю, 34 ч. в год). Программа направлена на укрепление здоровья у подрастающего
поколения, формирует у детей здоровый образ жизни, побуждает к мотивации сохранять и
укреплять свое здоровье.
Актуальность и востребованность программы связана с тем, что здоровье человека и
населения в целом является одним из основных факторов устойчивого развития общества.
Прежде, чем была разработана данная программа, автором были проанализированы программы
по медицине. Поэтому пришлось существенно переработать программы, взять из них самое
основное, и учесть возраст школьников.
Медицина – наука о методах лечения человека, сохранения его здоровья. Профессия
врача, одна из престижнейших на сегодняшний день профессий. Ознакомление обучающихся
со специальностями врача, медсестры, санитара, а также медицинскими и физиологическими
достижениями даст им возможность осознанно подойти к выбору будущей профессии и
поможет при вступлении в ВУЗ. Программа «Основы медицинских знаний» предусматривает
ознакомление с основными направлениями деятельности ученых – медиков И.М. Сеченова, Н.И
Пирогова, И.П. Павлова, изучение их достижений; изучение основных заболеваний, их
профилактики и лечения.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
 усвоение правил оказания первой помощи в повседневной жизни, в неотложных
ситуациях пострадавшим;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Метапредметные:
Регулятивные:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в опасных и неотложных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
оказания первой помощи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации инфекционных заболеваний), устанавливать причинно-следственные









связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий при оказании первой помощи в опасных и
неотложных ситуациях пострадавшим.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
- коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при оказании первой помощи в ситуациях различного
характера.

Предметные:
Обучающийся научится:

определять состояния оказания неотложной помощи;

использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

классифицировать средства оказания первой помощи;

оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

оказывать первую помощь при ушибах;

оказывать первую помощь при растяжениях;

оказывать первую помощь при вывихах;

оказывать первую помощь при переломах;

оказывать первую помощь при ожогах;

оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

оказывать первую помощь при отравлениях;

оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
Обучающийся получит возможность научиться:







классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.

В результате освоения программы развиваются компетентности:
 ключевые компетентности: самообучение, саморазвитие, работа в команде;
 по видам деятельности: профессиональные;
 в отраслях общественного знания (науки): экология, биология, медицина;
 в области способностей: практические.
Ожидаемые результаты обучения:
 Обучающиеся
овладевают
основными
медицинскими терминами и
понятиями;







№
п/п

Изучают анатомо-физиологические особенности организма человека;
Овладевают
принципами оказания
первой
доврачебной помощи;
Знакомятся с проблемами экологии в медицине;
Овладевают практическими навыками: уход за больными, пострадавшими;
проведение антропометрии, измерение артериального давления, температуры тела,
оказание первой доврачебной помощи при травмах, ранениях, кровотечениях;
Изучают особенности ухода за больными с заболеваниями: органов дыхания, органов
пищеварения, почек, сердечно – сосудистой системы.

Тема

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Кол.
Содержание
Час.

Наглядные
пособия

1.

Вводное занятие

1

Презентация:
Теория
«Моя профессия Беседа о профессии врача, медсестры
Проведение инструктажа по технике медик»
безопасности, знакомство с планом работы
объединения.

2.

История медицины.
Организация
и
экологические
проблемы
охраны
здоровья в России.

1

Теория
История
развития
медицины
и
сестринского дела в России.
Организация и проблемы охраны здоровья
в России.

Презентация:
«История развития
медицины в
России»

3.

Организм, как
целостная система

1

Теория
Понятие о норме и патологии.
Организм – самостоятельно существующая
единица органического мира.

Презентация
слайдов
«Нормальные и
патологические
клетки крови».
Микроскоп

Практика
Рассматривание под микроскопом мазков
4.

5.

Ткани организма.

Опорно –
двигательный аппарат

1

1

Теория
Характеристика и классификация групп
тканей. Роль нервной системы в
осуществлении взаимосвязи органов и
тканей целого организма
Практика
Рассматривание
и
зарисовка
гистологических препаратов.

Рассматривание
гистологических
препаратов.

Теория
Скелет человека, его функции: опора,
защита, движение.
Мышцы,
их
физиологическая
характеристика.
Практика
Изучение скелетной системы человека

Презентация:
«Строение скелета
человека»

Микроскоп.

Муляж ОДС

Оказание
доврачебной помощи
при переломах костей,
вывихах, растяжениях
сухожилий

2

7.

Анатомия и
физиология органов
кровообращения.

2

Теория
Два круга кровообращения. Строение
сердца и сосудов. Тренированное сердце –
основа человеческого здоровья.
Практика
Измерение пульса. Определение кровяного
давления у человека.

8.

Кровь и ее состав

1

Презентация
Теория
Функции крови. Форменные элементы «Кровь, ее
функции»
крови. Группы крови. Иммунитет.
Практика
Виртуальная экскурсия на станцию
переливания крови, лабораторию по забору
крови.

9.

Оказание первой
помощи при
кровотечениях

2

Теория
Артериальное, венозное и капиллярное
кровотечения. Внутреннее кровотечение.
Способы остановки кровотечений.

10.

Анатомия и
физиология органов
дыхания

2

Теория
Строение органов дыхания. Воздухоносные
пути. Газообмен в легких и тканях.
Простуда и насморк. Профилактика гриппа.
Практика
Первая помощь при попадании инородных
тел в дыхательные пути.

6.

Теория
Общее понятие о травме.
Ссадины, ушибы, переломы,
растяжения.
Практика
Ознакомление с аптечкой.
Накладывание повязок.

Презентация:
«Виды травм
Вывихи, человека»
Бинты, марля, йод,
шины, подручный
материал
Муляж, плакат
сердца и сосудов
Фонендоскоп,
тонометр для
измерения
кровяного
давления.
.

Презентация
«Виды
кровотечений и
первая помощь»
Шина, давящая
повязка, жгут,
Практика
Приемы оказания первой помощи при перевязочный
материал.
кровотечениях
Презентация
«Органы дыхания
и заболевания»
Беседа с врачом о
приемах первой
помощи

Искусственное
дыхание

1

12.

Анатомия и
физиология органов
пищеварения

1

Теория
Презентация
Значение пищеварения. Строение органов «Пищеварительная
пищеварения
система»
Практика
Ознакомление с режимом питания.

13.

Пищевые отравления.
Оказание
доврачебной помощи
при отравлениях.

1

Презентация
Теория
Первые признаки пищевого отравления. «Первая помощь
Правила хранения продуктов.
при отравлении»
Практика
Первая помощь при отравлении.

14.

Составление
пищевого рациона.
Диета по группе
крови.

1

Теория
Диета – мифы и реальность.
Практика
Составление пищевого рациона.

Презентация
«Диета»

15.

Обмен веществ.
Витамины.

2

Теория
Ассимиляция и диссимиляция.
Обмен углеводов и жиров, воды и солей.
Витамины. Гипер - гиповитаминоз.
Практика
Составление пищевого рациона. Решение
задач

Таблица
химического
состава и
калорийности
пищевых
продуктов.

16.

Органы выделения.

1

Теория
Строение почек и их функция.
Выделительная функция кожи.

Презентация
«Строение кожи.
Закаливание».

17.

Кожа человека, ее
строение и функции.
Гигиена кожи.

1

Теория
Строение кожи, ее функции.
Практика
Закаливание организма. Солнце, воздух и
вода.

Микроскоп,
микропрепараты
таблицы

18. Выделение продуктов
распада через органы
дыхания, борьба с
загрязнением воздуха.
Вред курения для
организма человека.

2

Теория
Механизм вдоха и выдоха. Типы дыхания.

Презентация
«Вредные
привычки человека
и их влияние на
организм»

19. Строение и работа
почек.
Функции
почек,
удаление
продуктов распада.

1

11.

Практика
Овладение
дыхания

приемами

Практика
Дыхательная гимнастика

Беседа с врачом о
искусственного приемах первой
помощи

Презентация
Теория
«Строение органов
Микроскопическое строение почек.
выделения»
Процесс мочеобразования.
Практика
Просмотр видеоролика о заболеваниях
почек и их профилактике

20. Анатомия
физиология
эндокринной
системы.

и

1

Теория
Презентация
Гормоны щитовидной железы.
Гиперфункция и гипофункция щитовидной
железы.
Диабет
–
заболевание «Эндокринология»
поджелудочной железы.
Практика
Просмотр
фильма
об
эндокринных
заболеваниях.

и
21. Анатомия
физиология нервной
системы.
Учение И.М.Павлова
и И.П. Сеченова.
Инстинкты, условные
и безусловные
рефлексы.

1

Презентация
Теория
Кора больших полушарий головного мозга. «Особенности ВНД
Типы высшей нервной деятельности. Сон, человека»
гипноз, сновидения.

22. Анатомия
и
физиология
анализаторов. Зрение,
слух, обоняние.

1

Презентация
Теория
Строение глаза. Гигиена зрения. Строение «Анализаторы»
уха. Обонятельная, Вкусовая, болевая,
температурная рецепция.
Муляж глаза.
Практика
Строение глаза.

23. Боль
–
защитная
реакция
организма.
Методы
обезболивания
в
современной
медицине.

1

Теория
Боль – как сигнал об опасности. Болевое
восприятие. Обезболивание и наркоз.
Практика
Обнаружение болевых точек кожи руки.

24. Лекарственные
растения.
Рецепты
травников

1

Гербарий
Теория
Народная медицина, ее связь с научной. лекарственных
Календарь сбора лекарственных растений. растений.
Практика
Работа
с
гербарием
лекарственных
растений.

25. Инъекции. Методика
инъекций,
работа
манипуляционного
кабинета.

2

Теория
Виды
инъекций:
внутримышечная,
внутривенная, подкожная, внутрикожная.
Практика
Определение
места
введения
лекарственного средства, угла постановки с
использованием муляжа.

Практика
Просмотр видеоролика о ВНД человека

Термометр для
измерения
температуры воды,
лед.

Презентациябеседа по теме.
Губки, шприцы
различных
объемов.
Упражнения

26. Нетрадиционная
медицина. Виды

2

Теория
Особенности нетрадиционной медицины.
Исторические сведения и значение для
современного изучения.
Практика
Видеофильм

Всего

34Ч

Презентация
«Нетрадиционная
медицина и ее
значение»
Упражнения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».