Учебный план АООП ФГОС УО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Российской Федерации Романова В.В.

Учебный план
по адаптированной образовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(в соответствии с ФАООП УО, ФГОС УО)
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 1
имени Героя Российской Федерации
Романова Виктора Викторовича
на 2024-2025 учебный год

ПГТ Сосьва
2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации обучающихся.
Учебный план МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В. включает две
части:
I – обязательная часть, включает:
- образовательные области, представленные учебными предметами;
коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, педагогомпсихологом, учителем;
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
- образовательные области, коррекционные курсы;
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Внеурочная деятельность
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе
принимают участие все педагогические работники образовательного учреждения
(учителя-логопеды, учителя, педагоги-психологи, педагоги дополнительного
образования и др.).
1.2. Нормативные основания учебного плана:
Федеральные нормативные правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по

адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.08.2016г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном
перечне учебников»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Региональные нормативные правовые документы:
-Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года№78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 № 270ПП
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области»;
Локальные нормативные правовые документы:
- Устав МБОУ СОШ №1им.Героя РФ Романова В.В.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ
№1им.Героя РФ Романова В.В. для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
1.3. Учебный план МБОУ СОШ №1 им.Героя РФ Романова В.В.
обеспечивает единство требований в едином образовательном пространстве и
создает необходимую структурную и содержательную основу для коррекционной
работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
2. РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2024-2025 учебный год
устанавливается следующая продолжительность учебного года:
Начало 2024 - 2025 учебного года - 2 сентября 2024 года.
Окончание учебного года:
для 2-4-х классов - 27 мая 2025 г.
для 5-8-х классов - 27 мая 2025 г.
для 9-х классов окончание учебных занятий - 21 мая 2025 г.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном
графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и
каникул.
Продолжительность учебного года - 34 учебные недели.

Режим работы образовательного учреждения
Учебные занятия проводятся в режиме пятидневной рабочей недели.
Образовательный процесс для детей с умственной отсталостью организован
для обучающихся в 1 смену.
Начало учебных занятий в 8 часов 30 минут.
Продолжительность уроков:
Продолжительность уроков во 2-9-х классах - 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большой
перемены (после 2-го урока) - 20 минут.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся
на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
В
оздоровительных целях в школе созданы условия для реализации
биологической потребности организма детей в двигательной активности (в объёме
не менее 2 часов);
−
гимнастика до учебных занятий;
−
проведение гимнастики и физкультминуток на уроках;
−
подвижные игры на переменах;
−
уроки физической культуры;
−
внеклассные спортивные мероприятия.
Кружки и коррекционно-развивающие занятия проводятся во второй
половине дня после уроков.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ВАРИАНТ -1.
Учебный план МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В. образования
обучающихся по адаптированным образовательным программам (в соответствии с
ФАООП УО, ФГОС УО) состоит из 2-х частей:
- I - обязательная часть, включает: образовательные области,
представленные учебными предметами. содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся. коррекционноразвивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, педагогом-психологом,
учителем;
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Учебный план МБОУ СОШ № 1 им.Героя РФ Романова В.В. содержит
следующие предметные области и учебные предметы:

1-4 класс
Предметные области
учебные предметы
1. Язык и речевая практика
Русский язык
Чтение
Речевая практика
2. Математика
Математика
3.Естествознание
Мир природы и человека
Природоведение
4. Человек и общество
Основы социальной жизни
5. Искусство
Музыка
Изобразительное искусство
6. Физическая культура
Физическая культура
7. Технологии
Ручной труд
Профильный труд
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Русский язык
Обучение русскому языку в дополнительном первом классе (I1) I–IV классах
предусматривает включение в примерную учебную программу следующих
разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические
грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая
практика».
Чтение. Речевая практика
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру
русского языка, призвано решить следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности
и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Математика
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью
обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в
современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми
навыками.
Мир природы и человека
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании
простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся
умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Природоведение.
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и
подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
Основы социальной жизни
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью
практическую
подготовку
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Музыка
«Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,
развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Изобразительное искусство
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных
знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.

Физическая культура
Физическая культура является составной частью образовательного процесса
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции
недостатков
психофизического
развития,
расширении
индивидуальных
двигательных возможностей, социальной адаптации.
Ручной труд
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем
развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры
и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его
изучение способствует развитию созидательных возможностей личности,
творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на
основе предметно-преобразующей деятельности.
Профильный труд
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению
обучающимися
первоначальной
профильной
трудовой
подготовки,
предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной
работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений
правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов,
склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный план МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В.В. содержит
следующие предметные области и учебные предметы:
5-9 класс
1. Язык и речевая практика
1.1.Русский язык
1.2.Чтение (Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4. Человек и общество
4.1. Мир истории
4.2. Основы социальной жизни
4.3. История отечества
5. Искусство
5.1. Изобразительное искусство
5.2. Музыка
6. Физическая культура
6.1. Физическая культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд

Русский язык
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
― ознакомление
с
некоторыми
грамматическими
понятиями
и
формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Математика
Курс математики в старших классах является логическим продолжением
изучения этого предмета в дополнительном первом (I1) классе и I-IV классах.
В процессе обучения математике в V-IX классах решаются следующие
задачи:
― Дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности;
используемых в повседневной жизни;
― Коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
― Воспитание положительных качеств и свойств личности.
Информатика (VII-IX классы)
В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
будут
сформированы
представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном
высокотехнологичном обществе.
Природоведение (V-VI классы)
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и
подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.

Биология
Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при
изучении которого учащиеся в V и VI классах, получат элементарную естественнонаучную подготовку. Преемственные связи между данными предметами
обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет
способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами
природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
География
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты
общественно-научного и естественно-научного знания. Основная цель обучения
географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Мир истории
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип
цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных
примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой
цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования
нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального
опыта, коррекции и развития высших психических функций.
История Отечества
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в
духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного
сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие
умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Физическая культура
Программа по физической культуре для обучающихся V-IX-х классов
является логическим продолжением соответствующей учебной программы
дополнительного первого (I1) и I—IV классов.
Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении
уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных
возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной
адаптации.

Профильный труд
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд;
он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических
способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее
влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения
потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального
прогресса.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению
обучающимися
первоначальной
профильной
трудовой
подготовки,
предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной
работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений
правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов,
склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
- II – часть, формируемая участниками образовательного процесса,
включает: образовательные области, коррекционные курсы;
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося и предусмативает:
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части:
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено коррекционными занятиями («Логопедический занятия», «Ритмика»,
«Дефектологические занятия». Всего на коррекционно-развивающую область
отводится 6 часов в неделю.
- III - Внеурочная деятельность. Организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в
общеобразовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности
и
распределение
на
них
часов
самостоятельно
осуществляется
общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов,
предусмотренных учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяет образовательная организация.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание
которых адаптировано к возможностям обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, а также специфические коррекционные предметы,
индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Недельный учебный план ФАООП УО
(вариант 1) обучающихся 1 – 4 классов
МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В. В.
на 2024 - 2025 учебный год
Предметные
области
1. Язык и речевая
практика

2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство

5. Физическая
культура

Учебные
предметы/
Класс

1

Количество часов
2
3

Обязательная часть
Русский язык
3
3
Чтение
Речевая
практика
Математика
Мир природы и
человека
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная
физическая
культура
Ручной труд

6. Технология
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательныхотношений:
Мир природы и человека
Музыка
Рисование (изобразительноеискусство)
Максимально
допустимая
годовая нагрузка
(при 5- дневной
учебной неделе)

Всего
4

3

3

12

3
2

4
2

4
2

4
2

15
8

3
2

4
1

4
1

4
1

15
5

2
1

1
1

1
1

1
1

5
4

3

3

3

3

12

2
21
-

1
20
3

1
20
3

1
20
3

5
81
9

21

1
1
1
23

1
1
1
23

1
1
1
23

3
3
3
90

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
логопедические
1
1
1
1
1
занятия
ритмика
1
1
1
1
1
дефектологические
1
1
1
1
1
занятия
внеурочная
4
4
4
4
4
деятельность

4
4
4
16

Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при
5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II IV класса

Недельный учебный план ФАООП УО
(вариант 1) обучающихся 5 – 9 классов
МБОУ СОШ № 1 им. Героя РФ Романова В. В.
на 2024 - 2025 учебный год
Предметные
области

Учебные
Количество часов
предметы/ Класс
5
6
7
8
Обязательная часть
1. Язык и речевая Русский язык
4
4
4
4
практика

Всего
9
4

20

Чтение
(Литературное
чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География

4

4

4

4

4

20

4
2
-

4
2
2

3
1
2
2

3
1
2
2

3
1
2
2

17
3
4
6
8

Основы
социальной
жизни
Мир истории
История
Отечества
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная
физическая
культура
Профильный
труд

2

2

2

2

2

10

-

2
-

2

2

2

2
6

1
2

-

-

-

-

1
2

2

2

2

2

2

10

6

6

7

7

7

33

27
28
28
28
28
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Профильный труд
2
2
1
1
1
Максимально допустимая годовая
29
30
30
30
30
нагрузка
(при 5 - дневной учебной неделе)

139

2.Математика
3. Естествознание
4. Человек и
общество

5. Искусство

6. Физическая
культура
7. Технология
Итого

7
149

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
1
1
1
1
1
5
ритмика
1
1
1
1
1
5
дефектологические занятия
1
1
1
1
1
5
внеурочная деятельность
4
4
4
4
4
20

Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при
5 - дневной учебной неделе (34 учебных недели).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».